• Любить своего ребенка — что это значит? Что значит любить своего ребенка? Может ли родительской любви быть слишком много.

    Кому-то этот вопрос может показаться более чем странным, но тысячу людей по всему миру все же задаются им – как полюбить своего ребенка ? Почему родители считают, что любят недостаточно?

    Почему дети жалуются на свое одиночество и чувство ненужности? И нормально ли это - быть чайлдфри ? Вопросов много, и на все психология в той или иной степени нашла ответы.

    Любовь к детям - что это?

    Что значит - любить ребенка? Сегодня много говорят и пишут про безусловную любовь .

    Это ценность и идеал времени, в некотором смысле, его философская характеристика. Говорят и пишут много, но все ли родители понимают, что это такое?

    Безусловной любовью называют полное принятие своего близкого человека. Это непросто, это требует работы над собой, определенных душевных сил.

    Это значит, что ваш ребенок - главная ваша любовь не потому что он старательно играет на скрипке, у него красивые карие глаза или потому что он самый умный в классе.

    Безусловная любовь - это полное принятие человека таким, каким он есть, просто потому что он ваш человек. В данном случае это полное принятие ребенка, ведь вы его родили.

    Это дело вашей жизни: из маленького семечка взрастить личность. И вы не накладываете на собственное дитя свое видение идеального ребенка, а принимаете своего потомка в его настоящем облике - не самым идеальным, не всегда умеющим то, чего вы от него ждете.

    Мучительные роды или тяжелый период первых месяцев жизни ребенка мог стать потрясением для женщины: и оно столь сильное, что не позволяет ей перестроиться, осознать счастье случившегося.

    Если родители не любят уже подросшего ребенка, причины тоже могут быть разными. Возможно, они не любят одного ребенка на контрасте с другим - первый умный, талантливый, веселый. А второй звезд с неба не хватает, двух слов связать не может, да и не самый симпатичный.

    Но дело не в ребенке, а в ваших завышенных ожиданиях . Он такой какой он есть, и он заслуживает вашей любви просто фактом своего рождения: само рождение ребенка - это словно гарантия для него, что его будут любить. Скиньте груз собственных надежд с человека, который просто растет, просто проживает свою жизнь.

    Почему некоторые родители не любят своих детей? Самая частая причина - их не любили, и этот опыт, эта модель перекочевала в их жизнь. Сложно любить, когда не знаешь как . Многие родители инфантильны, хоть сами этого не осознают.

    Ребенок помешал их жизненным планам: они на невинное дитя вскинули ответственность за то, что не закончили ВУЗ, не устроились на хорошую работу, не пожили для себя…

    Но более правдиво так: ребенок выбил вас из своей колеи , и вы не захотели приложить силы, чтобы пойти по другой. Огромное количество родителей получали образование с ребенком на руках, он был их двигателем и мотиватором.

    Муж или парень не хочет заводить потомство

    Опять же, может быть, он не знает, как это - любить.

    Проанализируйте, какие отношения были в его собственной семье . Покажите ему ненавязчиво, как хорошо ребенку, когда папа уделяет ему внимание.

    До многих мужчин факт отцовства доходит не сразу: но если именно папа помог малышу сделать первые шаги, если под папиным руководством ребенок научился держать ложку и собирать пирамидку, редкий отец не получит свою дозу счастья и гордости.

    У мужчин в принципе это чувство любви к детям развито не так сильно - имеется в виду то женское желание улыбнуться малышу на улице, погладить незнакомого ребенка по головке.

    Многие мужчины впервые испытывают умиление ребенком, только когда у них появляется собственный.

    А ставить клеймо чадоненавистника молодому парню просто глупо - хотя, если он бурно выражает свой негатив, есть повод задуматься.

    Это невротические проблемы, которые могут говорить о том, что человек в принципе не умеет любить, он сконцентрирован на себе и чужой человек для него не является ценностью.

    Почему отцы не любят своих детей? И здесь причин много: например, ребенок нежеланный. Так случается, если ребенок стал поводом для женитьбы. Иногда родитель словно теряет любовь к ребенку, когда разводится с его матерью.

    Помните, что любовь - это тоже дар, талант, работа, старания. Не все люди вырастают, многие живут и буквально купаются в своей инфантильности и нежелании отвечать не то что за чью-то, но даже и за свою собственную жизнь.

    Нужно ли проявлять чувства?

    Банально - но ведь для этого они и рождены .

    Для того чтобы человек вырос здоровым, а не невротиком с кучей проблем, ему нужен опыт в любви. Очень многие вещи в будущем он будет строить на той базе, которая заложена в детстве.

    Любовь питает, она дает ребенку уверенность в себе , определяет саму сущность его существования.

    И выражается она не в дороговизне игрушек и крутости организации детского Дня рождения, а в ежедневном внимании - самое дорогое, что вы можете ему дать, это свое время. Как мудро подмечено: для хорошего воспитания ребенку тратьте на него меньше денег, но больше времени.

    Чайлдфри, беременность: «за и против». Психология:

    Недолюбленные дети - последствия

    Самое страшное последствие - это , которое они несут дальше с собой по жизни.

    Этот нелюбимый ребенок будет ощущать себя виноватым: одного это чувство толкает на агрессию, другого - на и мира в целом, третьего - на желание всю жизнь всем что-то доказывать о себе.

    Словом, растет невротик , который потратить свою жизнь на борьбу с ветряными мельницами, будет отказывать себе в счастье.

    Недолюбленные дети — причины и последствия:

    Если вас самого в детстве не любили, это не значит, что вы и не научитесь. Пробуйте менять себе и привычное, шаблонное отношение к вещам. Главное - захотеть перемен.

    Что делать, если ребенок раздражает?

    Начните с того, что это ваша проблема, а не ребенка. Он такой, какой он есть.

    У него малый жизненный опыт, чтобы меняться в угоду людям.

    Обозначьте внутри себя конкретно, что же вам не нравится. Подумайте, можно ли это справить и, наконец, а нужно ли это делать. Вы хотите подстроить его под себя? Вы уверены, что это будет благо для него?

    Доверяйте ему - выслушайте хоть раз не перебивая, не поучая . Если в вашей семье разговоры по душам не практикуются, это уже большое ваше родительское упущение.

    Посмотрите на свое дитя - это ваше творение, в нем ровно 50% от вас и 50% от человека, которого вы когда-то сильно полюбили.

    Он не просил своего рождения - вы обещали ему любить, ведь вы его родили. Неужели вам не хочется любить то, что создано вам? Возможно, у вас проблемы с самооценкой и восприятием себя.

    Как правильно любить ребенка? Узнайте из видео:

    Как принять его таким, какой он есть?

    Вам достался маленький человечек, абсолютно беспомощный и нежизненноспособный без взрослого рядом. Вы научили его ходить, есть, разговаривать, читать, вы дали ему целый мир.

    Где та точка, когда вы остановились? Когда вы выдохнули и сказали - ну все, хватит, теперь ты сам. Почему это произошло?

    Даже в двенадцать он просто ребенок. Он научился дерзить и учится хуже, чем сын подруги. Он нескладный, не хочет читать книжки и сидит в планшете часами. Но, вот удивительная штука, не бывает детей, которым ничего не надо.

    Не бывает детей, которые не хотят учиться - познание это основная потребность ребенка на физиологическом уровне, залог выживаемости. А он уткнулся в планшет и не хочет с вами общаться не потому что такой взрослый и сделал выбор, дескать, я такой человек, мне не нужны никто и ничто, идите вы все…

    Он просто не умеет иначе обозначить то, что он: одинок, его не слышат, им не интересуются искренне и т.д. Он еще мал, чтобы доносить свою боль. Но вы достаточно взрослы, чтобы понять свое чадо.

    Не опускайте руки - работайте. Главное захотеть ему помочь и не бояться демонстрировать свою любовь. Она нужна всем людям на земле, и двенадцатилетнему подростку тоже.

    Как полюбить приемного малыша?

    Это проблема иного плана: к такому родительству нужно готовиться .

    И когда ребенок уже в семье, понять - он ваш. Такой, какой есть. И любить вы его должны научиться по такому же факту, как и родного. Люблю тебя за то, что ты с нами.

    Один простой пример . Белорусский актер Павел Харланчук воспитывает двоих приемных детей и троих родных. Усыновленный мальчик долгое время не приживался в семье, и однажды сказал - отвезите меня к моей бабушке, я не хочу жить с вами.

    Измучанные непониманием ситуации родители так и сделали: хочешь, давай, так тебе будет лучше. И уж почти доехав до бабушки, отец остановил машину. Он увидел испуганные глаза ребенка, осознание неизбежного и на самом деле - нежеланного.

    Павел сказал сыну: «Ну что ты… Ну как мы тебя отдадим? Никому мы тебя не отдадим, потому что ты наш сын. Мы тебя любим. Никому мы не отдадим своего ребенка» . И развернул машину. Стена была проломлена. Мальчик увидел ту любовь, которая нужна каждому ребенку на земле.

    Как полюбить приемного ребенка? Советы в этом видео:

    Что делать, если сын или дочь не любит маму?

    Вероятно, у вас большие ожидания . Формы проявления любви разные - и угадать ту, которая нужна вам, ребенку еще стоит научиться.

    Помните, что дети следуют не нашим словам, а нашим примерам. Нечего воспитывать: они все равно все будут повторять за нами.

    А вы уверены, что демонстрируете ему свою любовь ? Не заботу, кормежку и заполнение шкафа вещами, а именно любовь?

    Любовь для ребенка - это тоже физиологическая потребность. Но ему сложно показывать свою любовь к маме слишком требовательной, грубоватой, не терпящей действий не по своему шаблону.

    И это трудно будет сделать даже взрослому человеку. Может быть, для вас проявления его любви -

    Что значит любить ребенка и что ему нужно для счастья от мамы и папы? Наверное, каждый второй родитель хотя бы однажды оказывался в полной растерянности и недоумении перед категоричным заявлением своего ребенка: «Вы меня не любите!» Интересно, что эту фразу чаще приходится слышать родителям, которые уверены, что все делают правильно и очень любят своих детей. Но откуда же тогда такие горькие мысли у их чад? Об этом вы узнаете в данной статье.

    Почему ребенок думает, что родители его не любят?

    Если быть внимательным и постараться разобраться в ситуации, то, в первую очередь, стоит рассмотреть следующие возможные причины:

    Ребенок стал испытывать резкую нехватку родительского внимания, заботы и тепла

    Такой вариант довольно часто встречается в семьях, где ребенку приходится делить любовь родителей с другим человеком. Например, с новорожденным братиком (сестричкой) или же с маминым приятелем, когда речь идет о в неполной семье. Бывают и другие ситуации, связанные с сильной занятостью родителей на работе, их полным уходом в бизнес и карьеру. В таких случаях, особенно, если перемены были внезапными и резкими, у ребенка может появиться неверное, но стойкое ощущение того, что все дело в нем: родители ведут себя именно так, потому что он им почему-то стал не нужен.

    Исправить ситуацию поможет совместное, хорошо организованное и правильно направленное времяпрепровождение. Если у вас совсем мало свободного времени, то лучше посвятить его семейной прогулке, откровенному разговору или веселым играм, а и проверку домашнего задания, в данном случае, лучше отложить «на потом».

    Эмоциональная холодность родителей в общении с ребенком

    Некоторые родители считают, что любовь к ребенку заключается в удовлетворении всех его потребностей и совершенно не думают о том, что он ждет от них иного проявления любви – ласки, нежности, эмоциональной заботы. Ребенок, который имеет все необходимое, учится в престижной школе, посещает лучшие секции и кружки, всегда вычищен, выглажен и накормлен, но при этом не знает родительских объятий и поцелуев, видит безразличие к своим делам и проблемам, с большой долей вероятности будет ощущать психологический дискомфорт, связанный с ощущением своей абсолютной ненужности маме и папе.

    Причины подобной эмоциональной отстраненности родителей чаще всего кроются в глубинных психологических проблемах матери и отца, разобраться в которых без помощи профессионального психотерапевта бывает очень сложно.

    Негативная оценка личностных качеств ребенка вместо его поступков

    Иными словами, такие родители, воспитывая ребенка и делая ему замечания, очень часто переходят «на личности». Например, в случаях, когда необходимо критиковать поступок ребенка («ты поступил нехорошо», «твои действия привели к печальным последствиям», «твой поступок очень огорчил меня» и т. д.), они, допуская огромнейшую ошибку, критикуют самого сына или дочку («я думал, что ты хороший, а ты плохой», «я не знала, что моя дочь такая злая девочка», «ты – большой лентяй» и т.д.). В итоге ребенок приходит к выводу, что или отца зависит от его поведения. Учитывая же, что дети просто не могут всегда вести себя идеально, у них появляется страх окончательно утратить родительскую любовь.

    Чтобы избавить ребенка от подобных ов, нужно как можно чаще повторять ему, что вы, несмотря ни на что, очень его любите и обязательно любите его не за что-то, а просто так – только за то, что он у вас есть.

    Следите за своими словами. Забудьте об угрозах, типа «если будешь баловаться, отдам тебя в интернат». Эта, достаточно безобидная на первый взгляд фраза, способствует формированию у ребенка чувства неуверенности в своей значимости и необходимости для мамы и папы.

    Как любить ребенка

    Помните, что каждый ребенок, прежде всего, нуждается не в материальных благах, а в элементарном – ласковых маминых прикосновениях, ее нежной, доброй улыбке, в дружеской поддержке папы и его сильном, мужском плече. Находите для своего ребенка хотя бы несколько минут в день, интересуйтесь его делами, говорите ему теплые слова любви… И тогда вам никогда не придется услышать: «Вы просто меня не любите!» — сказанное с непередаваемой горечью, обидой и болью.

    На видео: советы психолога о том, как как правильно любить ребенка и что нельзя делать родителям

    Вам также может быть интересно:

      С 2009 года в России отмечается День бабушек и дедушек. Дата этого праздника - 28 октября. В древности этот день у славян считался праздником почитания семьи.…

    Psychologies:

    Юлия Гиппенрейтер: Это значит удовлетворять одну из самых главных его потребностей. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он чувствовал себя нужным. А ребенок без любви просто не может нормально развиваться. И то, как он будет воспринимать себя на протяжении всей жизни, - его самооценка - во многом зависит от того, насколько удовлетворена его потребность в любви.

    Что дает ему родительская любовь, почему она важна?

    Маленький ребенок еще ничего не знает о себе, он видит себя таким, каким его видят близкие. Каждым обращением к ребенку - словом, интонацией, жестом, даже молчанием - мы сообщаем ему что-то о нем. От повторяющихся знаков одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение «я хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики - ощущение «со мной что-то не так», «я плохой». Наказание ребенок воспринимает как сообщение «Ты плохой!», критику - «Ты не можешь!», невнимание - «Мне до тебя нет дела» или даже «Я тебя не люблю».

    Поэтому, заботясь о безопасности ребенка, его воспитании, успехах в учебе, мы должны отдавать себе отчет, какое сообщение мы сейчас ему посылаем. Чем младше ребенок, тем сильнее влияние информации, которую он получает от нас. К счастью, с маленькими детьми родители обычно более ласковы и внимательны. Но по мере взросления ребенка мы все сильнее стремимся его «воспитывать» и часто не задумываемся о том, насколько ему необходимо наше тепло, принятие и одобрение. Мы просто не фокусируем свое внимание на том, как обращаемся к детям. А они всегда понимают нас буквально, и тон, каким произнесены слова, для них важнее смысла. Если тон резкий, сердитый, даже просто строгий, ребенок делает вывод: «Меня не любят», «Я им не нужен».

    Дети настолько не уверены в нашем к ним отношении?

    Да, не уверены. Они подсчитывают любые проявления нашей любви, у них своя, эмоциональная бухгалтерия. Они все время сравнивают: «Брат подарил цветочек - мама обрадовалась, я подарила - обрадовалась меньше», «Папу мама любит больше, чем меня», «Гости пролили чай, мама сказала - ничего, а я пролил - меня отругали»…

    Им очень не хватает внешних «сигналов» любви. А ведь положительное отношение к себе - это основа психологического выживания человека. Поэтому ребенок постоянно ищет нашей любви, борется за нее, ищет подтверждения тому, что он хороший.

    Так как же родителям выражать свою любовь?

    Говорить больше теплых слов: «Мне хорошо с тобой», «Я рад тебя видеть», «Хорошо, что ты пришел», «Мне нравится, как ты…», «Я по тебе соскучилась», «Как хорошо, что ты у нас есть». Не нужно забывать и обнять ребенка, приласкать, прикоснуться к нему. Американский семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия необходимы каждому человеку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не меньше восьми объятий в день.

    Любить не «за то, что он...» или «если он...», а просто потому, что он есть

    У детей есть потребность «подзаряжаться» нашей любовью: так, совсем маленький ребенок, который еще только научился ходить, возвращается к маме, прижимается к ее коленям - и идет дальше играть, исследовать мир. И ему не страшно, потому что он уверен: мама здесь, недалеко, она любит его и может защитить. С возрастом формы «подзарядки» меняются: это и семейное чаепитие, и чтение перед сном, и просто разговор, совместные посиделки… Эти семейные ритуалы необходимы ребенку, чтобы чувствовать: мы вместе.

    Но как же быть с воспитанием? Обнимать, хвалить - и не ругать за дурные поступки, не наказывать, если он что-то натворил?

    К сожалению, очень многие родители уверены, что главные (если не единственные) воспитательные средства - это награды и наказания, пряник и кнут. Но воспитание - это не дрессура, и родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы. Прежде всего нужно построить с ребенком человеческие отношения. Прежде чем его воспитывать, критиковать или наказывать за поступки, которые нам не нравятся, нужно научиться безусловному принятию ребенка.

    Мама говорит дочери: «Если ты будешь хорошей девочкой, я буду тебя любить». Но любовь - не товар и не деньги. Для психологического благополучия ребенку необходима уверенность, что наша любовь не оценочна и не зависит от каких-то условий. Мы любим его не «за то, что он…» и не «только если он…», а просто потому, что он есть. Только на фоне безусловного принятия возможно все остальное: воспитывать, договариваться, налаживать дисциплину, даже и наказывать, если в этом возникает необходимость.

    Может ли родительской любви быть слишком много?

    Вопрос в том, что мы понимаем под словом «любовь». Януш Корчак писал: «От матери зависит, даст она ребенку грудь или вымя». Что значит «дать вымя»? Это как раз и есть слишком много любви, но такой, которая не идет на пользу. Ведь растя ребенка, мы помогаем ему стать человеком, то есть учим руководствоваться не только инстинктами и желанием получить удовольствие. Мы не можем не ставить ему ограничения, необходимые для его же блага.

    Мы вкладываем в него все силы и средства... Чтобы отпустить его в жизнь

    Но некоторым родителям бывает трудно сделать это - они боятся огорчить ребенка и готовы удовлетворять любые его желания, чтобы ему было хорошо. Однако на самом деле они не помогают ему стать человеком, они «дают вымя»: заваливают нежностями, которые приятны им самим, впихивают в него пищу, оберегают от холода, тепла, жары, микробов, дурных влияний, влезают в его жизнь с навязчивой заботой и тревогой. Когда в ребенке не видят личность с ее самостоятельными потребностями, заслуживающими внимания и уважения, а видят только свою слепую преданность ему, свое животное чувство, - это совсем не та любовь, в которой он нуждается. Настоящей любви к ребенку - ответственной, уважительной и дружеской - много не бывает.

    Вы говорите о любви к ребенку как об отдельном понятии. Чем отличается это чувство от других его видов, например от любви между взрослыми людьми?

    Да, любовь к ребенку - совершенно особый род чувства. Мы не можем любить его, как любим мужчину или женщину, - хотя бы потому, что ребенком мы никогда не будем обладать всецело. Кроме того, мы любим его, зная, что рано или поздно он покинет нас, чтобы создать свою семью (а ведь сама мысль, что от нас уйдет любимый муж или жена, для нас неприемлема).

    Мы вкладываем в ребенка все силы и средства… чтобы отпустить его в самостоятельную жизнь. Хотя во «взрослой» любви есть много разных сторон: помимо, например, сексуальной, есть и чисто человеческая. Только в этом смысле отношения мужчины и женщины и отношения родителя с ребенком принципиально не различаются: это такое же взаимодействие двух людей.

    Что важно в человеческом аспекте отношений между взрослым и ребенком?

    Это понимание, уважение к личности, доверие. Некоторые родители боятся раскрыться, рассказать о том, что чувствуют. Они избегают доверительных отношений из страха потерять свой авторитет. Но, когда мы открыто и искренне выражаем свои чувства, дети видят, что мы тоже живые люди, - и, в свою очередь, начинают доверять нам.

    В своей книге я привожу пример, письмо одной мамы, которая, видя, что сын тоскует по отцу, сказала: «Я вижу, что тебе трудно без папы, и мне тоже трудно. Был бы у тебя папа, а у меня муж, было бы нам жить намного интереснее». Мама доверила мальчику свое переживание, обоим стало легче, они сблизились. Сблизились как мужчина и женщина? Конечно же нет. Как мать и ребенок? Тоже нет. Как кто же тогда? Просто как два человека. На самом деле с ребенком прежде всего надо дружить. Да, он младше нас, он меньше знает, у него меньше опыта, мы в ответе за него. Но он - наш друг.

    Попробуйте закрыть глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга или подругу. Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте себе, что это ваш ребенок: вот он приходит из школы домой, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Тогда попробуйте сделать это на самом деле. Не бойтесь, что «испортите» его за эти минуты. Это просто невозможно.

    Об эксперте

    Юлия Гиппенрейтер - доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, автор бестселлера «Общаться с ребенком. Как?».

    Зоя Сергеева
    Родительское собрание «Что значит любить своего ребенка»

    Цель :

    1. Выяснение понятия «родительская любовь » .

    2. Анализ поведенческих норм в семье.

    3. Побуждение родителей к размышлению , что значит истинная любовь к ребёнку.

    План :

    1. Анализ анкет на тему «В чём проявляется родительская любовь ?

    2. Диспут «Что значит любить детей

    3. Беседа с родителями о поведенческих нормах в семье.

    1. Вступительное слово воспитателя.

    Уважаемые родители ! Ваши дети подобны хрупкому ростку, тянущемуся к солнцу. Им нужен свежий воздух, благодатная почва и солнечное тепло. Свежий воздух для ребёнка – это дух свободы, независимости, благодатная почва – традиции и обычаи в семье, тепло – родительское понимание , забота. И всё это вместе и есть любовь к ребёнку. Эта метафора может рассматриваться как приглашение к разговору, что такое родительская любовь . Давайте обсудим это. Вы мне можете возразить : нам это ни к чему, мы и так любим своего ребёнка , заботимся о нём, ни в чём не отказываем. Но почему тогда дети в анонимных анкетах отмечают, что им не хватает родительского внимания и любви ?

    Ответьте одним словом, что для вас является главным в любви к ребёнку (понимание, доброта, терпение, жалость, внимание, умение прощать) . А теперь я расскажу, что говорят по этому поводу педагоги и психологи. Они утверждают, что любящие родители строят отношения с детьми на взаимном уважении. В их семьях царит мир и доброта. Ребёнку хорошо дома, он не испытывает страха перед родителями , его не унижают, не наказывают физически. Конечно, кто-то возразит : «Я не Макаренко, детская душа для меня – потёмки. Меня родители и били , и без сладкого оставляли, и ничего – не сломали! И я их несмотря ни на что люблю».

    Так наказывать или нет? – спросите вы. Если ребёнок, совершив плохой поступок, понимает, что неправ, лучшее, что вы можете сделать, - поговорите с ним. Проанализируйте случившееся, выразите надежду, что в следующий раз он так поступать не будет. Но если он упорствует и настаивает на своей правоте , задумайтесь – что-то в его воспитании упущено. А может быть, неправы вы? И такое бывает.

    Любящие родители вникают в проблемы детей, проводят с ними свободное время. Я знаю семьи, в которых принято ездить с детьми на экскурсии, ходить в походы, что-то вместе мастерить. Главное – быть вместе, рядом. Но это не значит отнимать у детей самостоятельность. Родительская любовь даёт детям уверенность в себе, воспитывает доброжелательность к окружающим, общительность, уважение к старшим. Поймите : всё, что вы вкладываете в детей сегодня, поможет вашему ребёнку в будущем. Ведь известно, что любимые дети проживают счастливую жизнь, в их семьях царит та же атмосфера любви, что и в семье родителей , они так же воспитают своих детей и будут заботиться о своих престарелых родителях . К сожалению, такие отношения в семьях встречаются нечасто. Нередко бывает так : отец и мать любят своего ребёнка , но не стесняются ссориться при нём. Психологи утверждают, что ребёнок в такой ситуации считает, что конфликты возникают из-за него, что его не любят, и начинает испытывать чувство вины. Отсюда и неуверенность в себе, нервозность, раздражительность, стремление уйти из дома. А родители искренне недоумевают, почему ребёнок изменился, ведь они его так любят!

    Бывают и такие семьи, в которых почти не интересуются внутренним миром ребёнка. Горе-родители возмущаются : их дитя сыто, обуто, одето, ему покупают дорогие вещи, что ещё ему надо? Как правило, такие родители много работают , делают карьеру, занимаются бизнесом, и им некогда вникать в проблемы своего ребёнка . А он испытывает чувство одиночества, ненужности никому. Какие же ошибки допускают родители в воспитании ребёнка?

    1. Непонимание друг друга и нежелание идти на компромисс. Пример : любящий отец ради блага записывает сына в секцию плавания, а он хочет играть в футбол. Но ребёнок вынужден подчиниться и заниматься нелюбимым делом .

    2. Чрезмерная забота о ребёнке, подавление в нём самостоятельности. Пример : родители постоянно звонят ему, интересуясь, чем занят, при этом постоянно напоминают, что он должен делать.

    5. А теперь предлагаю советы, как правильно любить ребёнка :

    2. Учиться понимать друг друга, стараться вызвать ребёнка на откровенный разговор.

    3. Родители должны принимать ребёнка таким, каков он есть, не преувеличивая его успехи и недостатки.

    Практическая часть : игра «Комплементы» (участники по очереди говорят друг другу приятные слова)

    Игра «Двое с одним фломастером» (игроки распределяются на пары. Держа в руках один фломастер, надо нарисовать рисунок).

    Заключительное слово.

    Уважаемые родители ! Мы сегодня говорили об истинной и ложной любви к ребёнку. Чаще вспоминайте себя в детстве, попробуйте поставить себя на его место. Сделайте серьёзные выводы о том, что значит любить своего ребёнка .

    Именно от нас зависит, каким вырастет наш ребенок . Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка , а не слова и нравоучения.

    В. Берестов

    Любим тебя без особых причин.

    За то, что ты - внук, за то, что ты - сын,

    За то, что малыш, за то, что растешь,

    За то, что на маму и папу похож,

    И эта любовь до конца твоих дней

    Останется тайной опорой твоей.

    Десять заповедей для родителей

    1. Не жди, что твой ребенок будет таким , как ты, или таким, так ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

    2. Не требуй от ребенка платы за все , что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.

    3. Не вымещай на ребенке свои обиды , чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

    4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

    5. Не унижай!

    6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке .

    7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка . Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни : для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

    8. Ребенок – это не тиран , который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш» , «свой» ребенок , но душа, данная на хранение.

    9. Умей любить чужого ребенка . Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему.

    10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Обращаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник , который пока с тобой.

    МАМЫ и ПАПЫ

    Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины :

    Дети должны быть для нас не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами, а просто детьми.

    Если мы будем их любить независимо от того , плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.

    Если мы будем любить их только тогда , когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.

    Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, дети избавятся от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.

    Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше , чем ребенок может .

    Помните : пороки ребенка не рождаются , а воспитываются. Верная указка не кулак, а ласка. Хорошему надо учиться годами, а плохому и часа хватит.

    ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА

    • Принимать его таким, каков он есть.
    • Стараться устранить из своего поведения все признаки постоянного неодобрения ребенка.
    • Не предъявлять ребенку обвинений, а лишь высказывать чувства по поводу его поступков.
    • Предъявляя ребенку требования формулировать, что вы хотели бы от него, а не то
      чего бы вы не хотели.
    • В конфликтных ситуациях давать возможность сначала высказываться ребенку,
      лишь затем - самим.
    • Воздерживаться от резких порицаний и от слишком бурных похвал в адрес ребенка - и то, идругое мешает его правильной самооценке.
    • Отказаться от директивного стиля и аргументировать свои требования к ребенку.
    • Избавиться от привычки «включать голос на полную громкость», когда вас раздражают действия ребенка.
    • Научиться распознавать скрытые вопросы ребенка и давать на них ответы.
    • Установить с детьми партнерские отношения и привлекать детей для обсуждения важных для всей семьи вопросов.
    • Соблюдать семейные традиции.
    • ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    • * Никогда не применяйте угроз.
      Они ослабляют внутреннее «Я» ребенка. Происходит это от таких распространенных обещаний: «Еще раз так сделаешь, и я тебя выпорю - сесть не сможешь!», «Ты у меня дождешься - шкуру спущу» и т.д. Они наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти.
      Дело в том, что дети живут только настоящим. Угроза наказания в будущем все равно не действует «с запасом», а негативную реакцию вызывает сразу же.
    • * Никогда не унижайте детей.
      Нельзя говорить ребенку:
      «Как можно быть таким балбесомфотозеем, болтуном, лгуном, хвастуном)?», «У тебя голова или кочан капусты?», «Ты намусорил хуже свиньи» и прочее в том же духе.

      Сколько раз вы оскорбили ребенка, столько раз вы нанесли удар по его внутреннему «Я» - тому, из чего развивается личность.
    • * Никогда не подкупайте своего ребенка.
      Состоятельный папаша обещает сыну-первокласснику автомобиль, если он окончит школу с отличием. Мама сулит купить игрушку, если ребенок будет слушаться бабушку. Акцент переносится родителями с естественных стимулов -получить знания, помогать бабушке - на корыстные интересы, устанавливаются ложные связи между поступками и вознаграждением. Веди хорошие отметки можно получить по-разному: списывая, подкупая сверстников, которые и домашние задания за него сделают, и на контрольной помогут. Чаще всего подкупом стремления к знаниям не пробудить: цели смещены. Но это, так сказать, крупный подкуп. В житейском обиходе мелкие родительские «взятки»: «Не бегай по магазину, веди себя хорошо -куплю жвачку». Ребенок приучается манипулировать -сначала матерью, а затем и другими людьми. Позже его уже трудно научить бескорыстию, уважению к правам, интересам других людей. Он твердо стоит на том, что если люди от него чего-то ждут, то и он должен от них «чего-то» иметь - никак не иначе.
    • * Никогда не выдавливайте силой обещание из ребенка не делать то, что вам не нравится.
      А мы так часто понуждаем детей: «Обещай, что это не повторится! Ну, я жду! Не слышу обещания!» И ребенок обещает. Что ему остается? А потом вновь делает то. что Вы ему запретили. И мы же его попрекаем: «Ты же не сдержал обещания!»
      Но самое существенное: дети имеют дело только с настоящим, они не осознают будущего. Если вынуждать их давать обещания, они просто привыкнут с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.
    • * Никогда не пережимайте с опекой ребенка.
      Это приводит к тому, что ребенок начинает чувствовать себя слабее и хуже других детей, которых не опекают в такой степени. Понижается его уверенность в себе. Не стоит делать для ребенка или за ребенка то, что он в состоянии делать сам, пусть не так хорошо, как это делает мама.
    • * Никогда не следует слишком долго разъяснять ребенку что-либо, если он сам не задает на эту тему вопросов. Это рождает у детей ощущение, что их считают туповатыми, и вызывает скуку.
    • * Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания. Лучше всего ребенка заранее предупредить о том, что вы собираетесь от него потребовать.
      Например: «Ты знаешь, нам придется пойти вместе в магазин - минут через 10». Пусть у него будет немного времени посопротивляться и поворчать, если ему хочется. Свобода выражения чувств оставляет его с сознанием, что с ним считаются. Это гораздо лучше приказа по типу казарменного: «Быстро собирайся! Пойдем в магазин». «Вставай, я кому сказала!»
      Ребенок - не робот, а человек, и притом очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.
    • * Никогда не потакайте чрезмерно своим детям .
      Есть родители, которые вообще все запреты считают слишком «стягивающими» личность, они предпочитают разрешать детям все и, как правило, становятся заложниками такого либерального воспитания. Не лучше приходится и детям, которые росли без разумных ограничений. Правила жизни представляются им «резиновыми». Неизбежно за пределами семьи они натыкаются на противодействие окружающих. Существует порядок в школе: расписание уроков, правила, обязательные для всех учащихся. И ему приходится очень трудно: укрепилась привычка делать лишь то, что приятно и важно лишь ему одному. Все это сулит ему жизнь, полную конфликтов, стычек - и на службе, и в будущей семейной жизни.
    • * Никогда не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях.
      Конечно, правила эти должны создавать разумный порядок, объединять и укреплять семью, а не отражать лишь мимолетные желания взрослых. Меняющиеся, нетвердые правила лишь запутывают и смущают ребенка. Он тогда плохо понимает, что от него хотят, что можно, чего нельзя.
    • * Никогда не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу возраста.
      Если от пятилетнего ребенка требовать того, к чему способен лишь десятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.*
      Никогда не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя «плохим». Это происходит, когда родители внушают ребенку: «Хороший ребенок так не поступает. Мы с мамой только для тебя делаем, а ты вот как платишь нам, неблагодарный!» и пр.
      Ребенка настолько «достают» эти нотации, что он просто «отключается» от них или находит «блокировки». Доводилось Вам слышать, как дети, к примеру, отвечают ни обидные дразнилки? «Оскорбляй меня хоть век. все равно я человек»,- повторяют они как заклинание. В любом случае, к улучшениям в поведении навешивание ярлыка «плохой» не приводит.
    • * Никогда не подавайте ребенку команд, выполнения которых на самом деле вы не собираетесь добиваться.
      Дисциплина - важная составляющая детского воспитания, но ни свивальником, ни хлыстом она становится не должна. Суть воспитания, в сущности, могла быть выражена простой формулой: родители обучают детей, а дети учатся. Учатся многому, но прежде всего - любить и уважать друг друга, окружающих людей.