• Изонить для начинающих схемы с цифрами цветы шаг за шагом. Вышивание изонитью по схемам для начинающих Как вышить круг изонитью: мастер – класс

    Методическая разработка дополнительного образования дошкольников 6-7 лет по художественно-эстетическому развитию через овладение способов техники вышивания на цветном картоне

    Актуальность: данная программа несет в себе художественную направленность, основана на достижениях мировой культуры, адаптирована дошкольному возрасту.
    Изонить – это техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на цветном картоне. Это очень увлекательная работа. Дети дошкольного возраста, для которых интересно любое новое дело, с удовольствием выполняют различные творческие задания. В программе особое внимание уделяется не только процессу, но и результату деятельности, где использование похвалы и поощрения дают ребенку возможность почувствовать себя успешным. Возле каждого изделия указывается имя автора, что дает ребенку возможность почувствовать индивидуальность, отличие своей работы от других. Если процесс вышивания контролируется, то оформление изделия это индивидуальная, творческая работа каждого ребенка.
    Программа включает в себя не только обучение вышиванию, но и создание индивидуальных и коллективных работ. В оформлении предлагается использовать цветные карандаши. Также немаловажным является воспитание взаимопомощи, отзывчивости, доброты, внимания к другим. На занятиях дети учатся всем этим качествам, помогая друг другу. Именно в дошкольном возрасте устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия (миром людей, природы, предметным миром), происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям, развивается любознательность, формируется интерес детей к творчеству. Занятия по изонити позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы и приобрести умения осуществлять свою деятельность.
    Дети, занимающиеся по данной программе, - дошкольники, для которых занятия способствуют развитию у ребенка:
    - мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
    - развивает остроту зрения, глазомер, координацию движений рук под контролем глаз;
    - способствует развитию усидчивости, внимания, старательности, терпения, развивается абстрактное и конструктивное мышление детей.

    Можно сказать, предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личное развитие ребенка. Работа в технике изонити формирует личностные качества, такие как: настойчивость, умение доводить дело до конца, последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий, усидчивости и аккуратности.

    «Изонить» - развивает у детей способность работать руками, приучает выполнение точным движениям пальцев, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

    «Изонить» - способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления изделия, учит следовать устным инструкциям.

    «Изонить» - стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы выполнить изделие, должен запомнить последовательность его изготовления, приемы и способы вышивания.

    «Изонить» - активизирует мыслительные процессы. В процессе вышивания у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов вышивания) со словесными (объяснение приемов вышивания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий детьми).

    «Изонить» - совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
    «Изонить» - развивает абстрактное мышление детей, воображение, художественно-эстетический вкус.

    Систематические занятия с ребенком по технике изонити это гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

    ЦЕЛЬ: интеллектуальное художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники изонити, как художественного способа вышивания на цветном картоне, самореализация детей в своем творчестве.
    ЗАДАЧИ:

    1. Обучающие:
    - познакомить детей с новым художественным видом деятельности;
    - обучать детей технике работы с изонитью;
    - знакомить с основными понятиями и закрепить их в технике вышивания;
    - научить детей владеть инструментами: иглой, нитью, шилом, трафаретами, простым и цветным карандашами.

    2. Развивающие:
    - развивать в детях внимание, память, абстрактное мышление;
    - развивать мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения, координацию движения рук под контролем глаз;
    - развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности детей.
    3. Воспитательные:
    - воспитывать интерес к искусству «изонити»;
    - формировать и совершенствовать трудовые навыки детей;
    - совершенствовать объяснительную и доказательную речь для детей.

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    Изготовление любого изделия изонити начинается с определенной заготовки. Очень важно научить детей самостоятельно наносить разметку для дырочек, пользуясь трафаретами, по обеим сторонам угла на одинаковом расстоянии друг от друга, так как это залог успеха в достижении определенного результата. По сложности вышивания базовые формы можно разделить на 2 раздела: простые и сложные. Программа рассчитана на 1 год. Возраст детей 6-7 лет. Планирование составлено на год.


    ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ – овладение техникой изонити: изображение углов, моделирование с их использованием образцов. Дети учатся вышивать изображение острого, прямого и тупого угла, различать лицевую и изнаночную стороны изделия, узнают, что два угла могут иметь одну общую вершину, что углы бывают разной величины, учатся самостоятельно дорисовывать изображение предмета, предавая ему образ в целом.

    ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ – овладение техникой изонити дуг, овалов, завитков, окружностей, моделирование с использованием образцов.

    На первоначальном этапе знакомства с техникой изонити необходимо научить ребенка делить круг на две равные части, чтобы количество отверстий на обеих сторонах круга должно быть одинаковым, откуда не начинался бы отсчёт. Постепенно необходимо подводить детей к умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец. Это очень важно для развития творческого мышления ребенка.
    В течение первого полугодия дети выполняют простейшие изделия в технике изонити (острый, прямой и тупой углы). Во втором полугодии продолжается знакомство детей с искусством изонити дуг, овалов, завитков, окружностей. Дети выполняют более сложные формы изделия, знакомятся с величиной вышитого круга, овала, дуги с хордой разной длины, учатся наносить разметку отверстий по кругу, овалу, завитку, используя в работе модели трафаретов. Обучение вышиванию базовых форм проводится индивидуально для того, чтобы ребенок более точно научился вышивать.

    МЕТОДЫ:
    1. Методы, как способ организации занятий:
    - словесный (беседа, устное изложение, рассказ);
    - наглядный (показ иллюстраций, показ выполнения, работа по образцу);
    - практический (выполнение работ по схемам).
    2. Методы, как уровень деятельности детей:
    - объяснительно-иллюстративный.
    3. Методы, как форма организации деятельности детей на занятиях:
    - фронтальный;
    - индивидуально-фронтальный;
    - индивидуальный.

    ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ:

    1. тематическая совместная деятельность;
    2. индивидуальные и коллективные занятия.

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    В результате работы на занятиях кружка, дети:
    - будут знать основные понятия и базовые формы изонити (доступные данному возрасту детей);
    - научатся следовать словесным инструкциям;
    - будут создавать изделия, выполненные в технике изонити;
    - разовьют такие качества, как внимание, старательность, память, мышление, мелкую моторику рук под контролем глаз, усидчивость, терпение;
    - познакомиться с техникой изонити;
    - овладеют необходимыми навыками с инструментами и материалами данного вида труда;
    - изучат свои коммуникативные способности и приобретут навыки вышивания в технике изонити.

    Формы проведения итогов работы по программе дополнительного образования «Изонить»:
    - оформление стенда на занятиях кружка;
    - проведение выставок детских работ.

    ОБЩИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

    Почти все занятия проводятся по одному плану. На каждом занятии используется наглядный материал: загадки, стихи, рассказ.
    1. Подготовка к занятию (обращаем внимание на готовность инструментом и материалов для занятия, установка на данную работу);
    2. Повторение пройденного:
    - повторение действий прошлого занятия;
    - повторение правила техники безопасности.
    3. Введение в новую тему:
    - загадки или стихи, раскрывающие тему занятия;
    - показ готового образца для работы;
    - рассмотрение образца, анализ.
    4. Практическая часть:
    - показ процесса изготовления изделия;
    - самостоятельное изготовление детьми своего изделия;
    - оформление своей работы (дорисовка частей изделия цветными карандашами).

    ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

    «Оценка результатов освоения программы»
    1. Знание основных понятий в технике изонити (простых и сложных способах вышивания, умение работать базовыми формами).
    Первое полугодие - умение вышивать изделия острого, прямого и тупого углов, умение различать лицевую и изнаночную стороны изделия.
    Второе полугодие – умение самостоятельно наносить одинаковое количество отверстий по обеим сторонам изделия, умение использовать модели трафаретов в процессе работы, сделать наиболее сложное изделие в технике изонити.

    Высокий уровень – делает самостоятельно.
    Средний уровень – делает с помощью педагога.
    Низкий уровень – не может сделать.

    2. Умение следовать устным инструкциям, создавать изделия в технике изонити, пользуясь схемами-образцами.

    Первое полугодие - умение сделать изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения.
    Второе полугодие – умение сделать несложное изделие самостоятельно по схеме-образцу.
    Высокий уровень – делает самостоятельно.
    Средний уровень – делает с помощью педагога.
    Низкий уровень – не может сделать.
    3. Создание изделий, выполненных в технике изонити, развитие художественного вкуса, творческих способностей и творческого подхода к выполнению работы.

    Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью.
    Средний уровень – работы, выполненные по образцам, соответствуют общему уровню группы.
    Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

    ПРИМЕЧАНИЕ: в начале учебного года диагностика не проводится.

    4. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
    Первое полугодие - умение наносить разметку отверстий по обеим сторонам острого, прямого и тупого углов по шаблону, не глаз.
    Второе полугодие – умение наносить разметки на овале, круге, завитке по базовым схемам, на глаз.
    Высокий уровень – полное совпадение рисунка с намеченными отверстиями в технике вышивания.
    Средний уровень – имеются некоторые отклонения (пропуск отверстий, не в данной последовательности выполнен рисунок изделия).
    Низкий уровень – с заданием не справляется.

    5. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
    Оцениваются умения:
    - организовывать своё рабочее месте;
    - рационально использовать необходимые материалы;
    - аккуратность выполнения работы.
    Высокий уровень – самостоятельно применяет данные умения.
    Средний уровень – применяет данные умения после напоминания педагога, детей.
    Низкий уровень – не владеет данными умениями.

    Каждая мама прекрасно знает, что полноценное развитие ее крохи - приоритетная задача. Тренировать мелкую моторику, усидчивость, развивать фантазию и аккуратность можно с помощью прикладного искусства. Вышивание на картоне, нитяное плетение - все это имеет общее название - изонить. Ее схемы с цифрами для детей вы найдете в сегодняшней статье.

    Осваиваем азы нитяной графики

    Чего только не придумывают рукодельницы, пытаясь удивить своими навыками и оригинальностью. Так, в последнее время большую популярность приобретает изонить. Картинки со схемами можно отыскать без особых усилий в глобальной сети, но прежде чем приступать к созданию шедевра, нужно освоить технику вышивания на бумаге.

    Изонить - это древний вид искусства, который со временем забылся, но сегодня мастерицы с удовольствием возрождают традиции. Вышивание нитями на бумаге позволяет создавать настоящие шедевры - объемные картины.

    Мамы, заботящиеся о развитии своих малышей, стараются обучать детей нитяному плетению в возрасте 5-6 лет. Такая практика позволяет развивать мелкую моторику, да и не только. Малыш научится фантазировать, станет аккуратным, усидчивым, сможет проявить свой талант.

    Вы уже получили общее представление о технике изонити. Прежде чем мы рассмотрим схемы для начинающих и картинки с цифрами поэтапно, давайте изучим основные аспекты моделирования поделок в этом стиле:

    • Основу вышивки составляет плотный картон или другая бумага соответствующей толщины. Некоторые рукодельницы используют дощечки.
    • Нити можно выбирать любые, главное, чтобы они были прочными и эластичными.
    • Для детей нужно подбирать мягкие, гнущиеся иглы, чтобы малыш не поранился во время работы.
    • Как известно, нити имеют свойство ворситься. Чтобы этого избежать, достаточно натереть нитку воском.
    • Чтобы картина получилась однородной и ажурной, между точками нужно делать минимальное расстояние.
    • Ребенку можно пронумеровать места прокола. Сделать это несложно и самостоятельно. Важно знать правила нанесения нумерации.
    • Практически любой шедевр, созданный в стиле изонити, базируется на трех основных китах - заполнении углов различных видов, дуг и окружностей.
    • Рисунок нужно переносить с помощью копировальной бумаги на изнаночную сторону основы. Предварительно сделайте проколы в соответствии с нумерацией.
    • Если вы используете слишком плотную основу, проколы делаются крупной иглой, кончик которой нужно раскалить на огне.
    • Нити на изнаночной стороне фиксируем канцелярским клеем.
    • Для изонитей можно использовать маленькие гвоздики. Но такой способ вышивки лучше практиковать в старшем возрасте, поскольку малыш может пораниться.

    Изучаем технику изонити вместе с малышом

    Как уже говорилось, в основу вышивки на бумаге положено несколько способов. Прежде чем вы приступите к созданию полноценных картин, отточите свое мастерство на отдельных несложных элементах.

    В основном в практике используют следующие способы нитяной графики:

    • контурный;

    • сплошной;

    • объемный;

    • комбинированный.

    Начинать нужно с маленьких картин и только после того, как ваше чадо полностью освоит технику вышивания углов, окружностей и дуг. Если малыш не умеет считать, не беда. Помогите ему своими подсказками. Просто указывайте, куда нужно направлять нить.

    Чтобы увлечь кроху подобным занятием, нужно выбирать интересные картинки, например, мальчик пусть вышивает кораблик, а девочка - бабочку или цветок. Также используйте разноцветные нити. Игра красок не только будет привлекать ребенка, но и позволит ему проявить свою фантазию и творческое мышление в полной мере.

    Создаем шедевр в стиле изонити

    Если вы уже изучили основные способы вышивания в стиле изонити, тогда вам понадобятся схемы для начинающих. Картинки с цифрами поэтапно для детей можно сделать самостоятельно или использовать уже готовые шаблоны. Попробуйте вышить с ребенком снеговика.

    Также вы можете вышить оригинального петушка. Для этого нужно лишь научиться отделывать контур и заполнять окружности нитями.

    Если вы новичок в этом деле, попробуйте сделать красивую, но в то же время очень простую картину. Давайте вместе вышьем парящие в небе разноцветные воздушные шары.

    Необходимые материалы:

    • плотный лист бумаги;
    • разноцветные карандаши;
    • нити;
    • иглы;
    • копировальная бумага;
    • ножницы;
    • клей.

    Пошаговое описание творческого процесса:


    ала мельникова
    Методические рекомендации по разделу «Изонить» для детей 6–7 лет

    Изонить - техника , напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Этим способом изготавливают картины, панно, открытки, закладки и т. д. На занятиях по изонити дети приобретают практические навыки (владения иглой, ножницами, фигурными трафаретами, опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.

    Из личного опыта проведения занятий по изонити , наблюдения показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет их кругозор, знания и умения, позволяет им приобрести практические навыки. К занятиям по изонити проявляется устойчивый интерес.

    Цель : научить технике работы с изонитью .

    Задачи :

    Обучающие :

    Дать понятия о разных углах, окружностях;

    Упражнять детей в количественном и порядковом счете;

    Обучать плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций ;

    Прививать умения использовать знания, полученные на других видах деятельности (навык рисования, аппликации) .

    Развивающие :

    Развивать цветовое восприятие, абстрактное и логическое мышление, воображение, глазомер, координацию движения рук.

    Воспитывающие :

    Воспитывать эстетический вкус, внимательность, трудолюбие, старательность.

    Цикл занятий состоит из 2-х разделов :

    1. Овладения техникой изонити : изображение углов - моделирование с их использованием образов;

    2. Изображение окружностей : моделирование с их использованием образов.

    Предлагаемая система занятий изонитью включает 8 тем . В соответствии с возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 минут.

    Количество детей в каждой подгруппе не должно превышать 6-8 человек, такая форма работы позволяет обратить внимание на восприятие индивидуальной способности детей , для коррекции последующих занятий, санитарные нормы и строгое соблюдение техники безопасности при работе с иглой, ножницами.

    Ожидаемые результаты :

    Ребенок учится работать руками;

    Выполняет тонкую, кропотливую работу;

    У ребенка вырабатывается терпение, усидчивость, трудолюбие;

    Ребенок учится оценивать результат своего труда;

    Учится видеть и понимать красоту во всех ее проявлениях.

    1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные инновационные методы обучения : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, практический, частично-поисковый, метод проблемного обучения.

    В обучении детей дошкольного возраста большое место занимают игровые методы и приемы , которые поднимают у них интерес к содержанию обучения (дидактические игры, подвижные игры, эпизодические игровые приемы – загадки, различные игровые моменты между выполнением других заданий). Прежде, чем приступить к работе с изонитью , необходимо заинтересовать детей этим видом прикладного творчества. С этой целью надо рассказать им о разных способах изображения предметов . Например, как изобразить грибочек. Грибок можно просто нарисовать (показ рисунка, его можно слепить (показ грибочка из пластилина) или сделать аппликацию (показ аппликации, сконструировать (показ бумажного грибочка, и, наконец, выполнить в технике изонити . Сравнить все виды грибков, заинтересовать детей работой , выполненной изонитью . Рассказать, как это сделано, дать возможность детям хорошо рассмотреть переплетение нитей на лицевой стороне, сравнить лицевую сторону с изнанкой, отметить особенности расположения нитей на лицевой и изнаночной стороне (на лицевой стороне нити красиво пересекаются, на изнанке видны только стенки, идущие друг за другом). Показать самую верхнюю нить и самую нижнюю, рассказать о взаимосвязи количества отверстий, расстояние между ними, переплетение нитей, количественный счет отверстия, порядок заполнения рисунка (треугольник, круг) .

    Далее познакомить детей с инструментами и материалами для работы с изонитью , показать, как ими пользоваться, рассказать, какой иглой лучше работать - с большим ушком, чем рисовать (фломастером или карандашом) . Рассказав об этом подробно, можно перейти к показу детям техники выполнения изонитью простейших рисунков , последовательно объясняя каждое действие : перевод рисунка (угол, круг, нанесение точек, прокол отверстий, счет отверстий, направления нити, заполнения рисунка по схеме. Затем вышитую геометрическую фигуру (угол, круг) дорисовать по замыслу (гриб, домик и т. д.) .

    Следует показать детям на примере, как отсчитать отверстия, провести линию по линейке (шаблону, как подобрать нить, вдеть нитку в иголку.

    Определив правила работы с изонитью , можно перейти к самостоятельному выполнению детьми сначала простейших, затем более сложных рисунков. Педагог не должен выполнять работу за ребенка. На этом этапе в его задачи входят советы, напоминающие, о чем говорилось ранее, можно задать наводящие вопросы по ходу работу, показать приемы на своей работе.

    Большое значение имеет пример сверстника (у кого-то получается лучше, у кого-то хуже) . Можно посоветовать обратиться к помощи товарища, у кого работа лучше спорится.

    Не забывать хвалить ребенка даже за самый незначительный успех, стараться вселить в него уверенность, в то же время ненавязчиво приучать его к аккуратности, старательности, терпению, усидчивости.

    Важными методами являются игровые ситуации, игровые приемы, поощрения, использование поэтических текстов (стихов, загадок.

    Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение работы. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Для создания интереса к занятию используются приемы, которые содержат развлекательность, сюрпризность, загадочность. Практическое выполнение заданий включает изготовление игрушек (графическая зарисовка, раскрой, пошив, оформление) . Каждое занятие предусматривает повторение правил техники безопасности при работе с инструментами.

    Для активизации познавательной деятельности детей используются следующие формы организации учебного процесса :

    фронтальная (демонстрация рисунков, таблиц, наглядного материала, постановка вопросов);

    подгрупповая (группа делится на несколько групп, с учетом способностей детей , темпа их работы; выполняют разные или одинаковые задания).

    Данной программой предусмотрены инновационные формы обучения : интегрированные занятия, занятия-конкурсы, занятия-игры, которые способствуют поддержанию устойчивого интереса к занятиям.

    При планировании занятий необходимо включать экскурсии на выставки декоративно-прикладного искусства, в художественные музеи. Это дает возможность ближе познакомить ребят с процессом создания поделок, формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.

    Изготовление поделки изонитью – это занятие исключительно творческое, способное пробуждать и развивать детскую фантазию. Вместе с тем рукоделие – важный компонент трудового обучения детей : занимаясь им, дети приобретают навыки шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление.

    Дети учатся анализировать образец, выделять главные части и этапы работы, планировать свою работу; осваивать способы работы различными инструментами : ножницами, иглами.

    Учитывая возрастные особенности и требования к знаниям и умениям в данном возрасте, поделки одного и того же раздела отличаются по сложности.

    При изготовлении поделок изонитью рассуждаем о таких понятиях : угол, окружность, образец, гармония цвета. Для обогащения творческих навыков, для развития художественного вкуса будем оформлять поделку, используя : восковые мелки, карандаши, детали аппликации из бумаги, ткани, что открывает возможность для нового применения материалов.

    Для обогащения творческих навыков, для развития художественного вкуса обсуждаются такие понятия как : орнамент, шаблон, эскиз, колорит (цветовое соотношение, композиция.

    Учитывая малые возможности и жизненный опыт детей , необходимо помочь им понять взаимодействие творчества с жизнью.

    Методика занятий по декоративно-прикладному творчеству основана на следующих принципах :

    1. Опора на природу ребенка, на его целостное восприятие мира (мир во мне – и я в мире) .

    2. Игра, как основа познания окружающего мира ребенком.

    3. Собственный опыт ребенка – эмоциональный, жизненный, бытовой – его богатство, которое бережно должно умножаться и развиваться в художественно-эстетическом направлении.

    4. Успех, даже самый маленький, – шаг вперед развивающейся личности ребенка; создание ситуации успеха, слова одобрения – шаг к творчеству.

    5. Пробуждение многообразных способностей детей через приобщение к творчеству.

    6. Все узкотехнические задачи должны решаться ненавязчиво и несхематично, внутри структуры занятия.

    В ходе проведения занятий необходимо использовать методы творческого воздействия :

    Метод эмоционально – образной драматургии – направлен на эмоциональное освоение содержания занятия. Каждое занятие – как игровое действие. Педагог выступает в роли режиссера, драматурга и т. д. Стремиться создать атмосферу радости, удовольствия. Удивления, втянуть в действие детей , заставить их почувствовать себя внутри этого действия, его участником или героем. Метод эмоционально – образной драматургии предполагает нетрадиционные формы проведения занятий : занятия – сказка («Лиса и заяц» , «Лиса и ворона» ); занятия – путешествия. Главное – образное начало в любом варианте, энергия настроения.

    Метод единства восприятия и созидания – воспитание эстетического восприятия – эмоционального и познавательного – строится на создании зрительного образа. Без него ребенок не сможет решить задачу изготовления поделки. Развитие фантазии так же строится на имеющихся в арсенале памяти ребенка зримых образах. Зрительный ряд может быть представлен в любом виде – иллюстрации, открытки, детские работы, работы педагога, предметы быта, игрушки и т. д. Образы должны быть яркими, но не перегруженными. Здесь необходимо включать все органы чувства ребенка – зрительные, слуховые, тактильные, обоняние, дать ощутить фактуру, тепло или прохладу, нежность и прочее – все, что может нести в себе этот предмет, позволяющий всю палитру восприятия.

    Метод привлечения личного эмоционального, визуального, бытового опыта ребенка для установления связей с окружающим миром – рассматривая предмет, иллюстрации, педагог обращается к опыту ребенка, задает вопросы, на что похоже, какой характер, настроение, а чтобы ты делал или думал, если бы ты был на месте зайчика (веточки) . Прием сюжетно – ролевой игры раздвигает рамки представления ребенка об окружающем мире, воспитывает в нем чувство сопереживания, сопричастности ко всему живому.

    Метод диалога– диалог , как основа общения, выход педагога на сознание равенства с детьми – это взаимообогащение. Дружеская атмосфера, раскованная, развивает речевые навыки, которые напрямую связаны с творческой деятельностью, активируют память и познавательные способности ребенка.

    Игра – как метод занятий декоративно-прикладным искусством, может быть художественно – познавательной, развивающейся. Она может присутствовать в любой сюжетной канве, не нарушая, эмоционально окрашивая действие.

    Метод сопоставления , сравнения, нахождения связей, общностей и различий. Учить ребенка всматриваться, анализировать форму, цвет, характер, настроение, назначение и т. д.

    Метод смыкания эстетического восприятия с эстетической радостью от результата труда – творческая задача, поставленная перед ребенком, должна удержать его в рамках задания, но не ограничивать свободу творческого действия. Ребенок посильными возможностями решает задачи техники выполнения поделки, по образцу или по аналогии.

    Метод блоково-тематических заданий – как условия последовательности решения познавательно – творческих задач.

    Для сохранения интереса детей к занятиям по изонити необходимо использовать дидактический и наглядный материалы :

    Пособия (схемы, шаблоны,

    Поделки выполненные в разной технике, репродукции, рисунки и т. д.).

    Данные материалы способствуют активизации детей , уточняют и расширяют знания, позволяют повысить уровень восприятия, осмысления деятельности детьми.

    Использование приёмов образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, усвоения тем, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной деятельности.

    Планируя выполнение заданий в течение учебного года, педагог может изменить темы в зависимости от возможностей детей и характера заготовленного материала. Во всех случаях выполнение заданий должно способствовать познавательной активности детей , усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности. К концу года дети должны четко усвоить различные приемы вышивки изонитью ; знать способы их оформления; научиться самостоятельно, создавать поделки.

    Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно : одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимо проводить и индивидуальную работу с детьми, зачастую дополнительно объяснять задание. Наблюдая за группой в целом, педагог всегда видит, кто наиболее успешно справился с заданием, и иногда полезно на этом конкретном примере показать всем, как надо правильно выполнить ту или иную операцию. Текущий инструктаж детям необходим и при показе технических приемов работы с иглой, ножницами. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и ее оценка. Надо помнить, что одно только критическое замечание не по существу лишает ребят радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Дети должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, с выдумкой или это должна быть хорошо выполненная копия образца.

    Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных детьми поделок. Выставку можно демонстрировать несколько дней, чтобы дети из других групп могли посмотреть поделки, сравнить их и дать оценку. Дети высказывают мнение о своей работе и работах товарищей. Педагог подводит итоги выполнения работ.

    Коллективные просмотры выполненных поделок, их анализ приучают детей справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

    Методика проведения занятий

    Подготовка к работе с изонитью

    1. На лист цветного картона (или на бархатную бумагу) с изнаночной стороны наносят рисунок (угол, окружность) . При этом можно использовать трафарет.

    2. По линиям с изнаночной стороны наносят разметку для дырочек (по трафарету по линейке) . Число дырочек по обеим сторонам утла должно быть одинаково.

    3. Проколоть иголкой дырочки. На лицевой стороне будут отверстия, повторяющиеся рисунок на изнанке.

    Изображение углов.

    Научиться изображать в технике изонити различные углы легче, чем окружность. Поэтому начинать занятия следует именно с изображения углов. Сначала надо научить детей изображать один угол, затем композицию из 2-х, 3-х отдельных углов. Дети определяют вершину угла, его стороны, намечают на них нужное количество отверстий. Расстояние между дырочками 1 см.

    Важно, чтобы дети различали лицевую и изнаночную стороны изделия. На лицевой стороне получается пересечение нитей, а на изнаночной - только стенки, идущие по сторонам угла.

    При изображении 2-х углов дети узнают, что два угла могут иметь одну общую вершину, что углы бывают разной величины, тупые и острые.

    Постепенно, когда навык выполнения углов становится устойчивым, задания усложняются. При этом расстояния между отверстиями на сторонах угла уменьшаются до 0,5 см.

    Дети должны хорошо усвоить на этом этапе знакомства с техникой изонити , что количество дырочек на обеих сторонах углов должно быть одинаковым, откуда бы ни начинался счет.

    На первоначальном этапе необходимо постепенно подвести детей к умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец. Это очень важно для развития творческого мышления ребенка.

    Изображение окружностей (кругов)

    К изображению окружностей (кругов) в технике изонити следует приступать , когда у детей выработаются прочные навыки работы с углами. Работая над окружностями, дети должны постоянно упражняться и в выполнении углов. Полезно предложить им рисунки, в которых сочетаются углы и окружности.

    Рисуем окружности на изнаночной стороне картона (можно по трафарету) . Наносим разметку - цифры, и прокалываем иглой отверстие по точкам. Начать работу можно с любой точки.

    Величина вышитого круга зависит от длины линии между двумя точками : чем короче хорда, тем больше внутренний круг, тем уже каемка круга.

    Заданное вначале работы число отверстий надо запомнить, чтобы потом, когда надо будет заменить нитку, по заданному числу восстановить ее.

    Занятие №

    Раздел первый . Углы.

    Тема : "Морковка"

    Цель : Упражнять в выполнении изонитью острого угла (на примере изображения моркови) .

    Задачи : научить закреплять нить после ее окончания. Вспомнить

    названия овощей и их внешний вид.

    Повторить правила работы.

    Воспитывать трудолюбие, терпение.

    Методы и приемы : рассматривание образца, повтор выполнения утла, показ последовательности выполнения работы.

    Оборудование : картон, игла, ножницы, шаблон угла, нитки, образец поделки, карандаши, фломастеры.

    Материал :

    Для педагога - готовый образец, заготовка, прямоугольный треугольник.

    Для детей - заготовка (картон 10x10 см с изображением острого угла и отверстиями на изнаночной стороне, расстояния между отверстиями - 1 см, катушка с нитками, ножницы, фломастеры (оранжевый и зеленый) .

    Ход занятия:

    I. Организационный момент (2-3 мин) .

    II. Сообщение темы и цели.

    III. Работа по теме :

    Ребята, отгадайте загадку :

    Чтоб зимою сыты были

    Мы от вкусных -вкусных щей,

    Нужно вырастить побольше

    Летом разных (овощей)

    Овощи имеют разную форму и цвет. Назовите, какие вы знаете овощи? (ответы детей ) .

    Какой из названных овощей можно изобразить изонитью , почему? (Морковь. Потому что она напоминает угол) . Посмотрите на морковку (показ образца) . Вы можете рассказать, как нужно вышивать угол? Дети рассматривают образец, рассказывают о последовательности работы, отвечая на вопросы.

    С чего начинают работу? (На изнаночной стороне картона рисуют угол) .

    - Какой угол : прямой, тупой, острый (острый) .

    Почему вы думаете, что острый? (ответы детей )

    Этот угол действительно острый. Чтобы стороны угла были равными, нужно провести их с помощью линейки (приложить острый угол треугольника и обвести его по сторонам) .

    Затем что нужно сделать? (Проколоть дырочки) .

    Для чего эти дырочки? Чтобы заполнить угол нитью.

    Дополнения педагога :

    На линейке есть деления. Цифры стоят под большими делениями. Расстояние между большими делениями называются сантиметрами. Нужно около каждого деления отметить дырочку, проколоть ее иглой.

    Повторите последовательность заполнения угла (повтор работы) .

    Вы хорошо запомнили, что за чем надо выполнять. Начинайте трудиться. Запаситесь терпением. Пословица гласит : "Терпение и труд все перетрут". Не торопитесь. "Делаешь наспех - сделаешь на смех". Дети трудятся, педагог использует разные приемы прямой и косвенной помощи.

    IV. Разминка : гимнастика для рук.

    V. Анализ : После окончания педагог показывает каждому как закрепить нить на изнаночной стороне : иглой поддеть предыдущий стежок, продеть нитку в образовавшуюся петлю и затянуть, (дети выполняют задание) . В заключении дети дорисовывают морковку.

    VI. Итог : Дети рассматривают свои поделки. Отмечают наиболее удачные.

    VII. Уборка рабочего места.

    Занятие №

    Раздел второй . Окружность (круг) .

    Тема : "Цветок"

    Цель : Научить детей выполнять окружности в технике изонити , пользуясь трафаретами, используя счет по цифрам.

    Задачи : Познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностями.

    Развивать логическое мышление и память.

    Воспитывать усидчивость, аккуратность.

    Методы и приемы : рассматривание образца, объяснение, показ техники выполнения рисунка изонитью .

    Оборудование : картон 10x10 см, игла, нитки, ножницы, шаблон круга, образец поделки, карандаши, фломастеры.

    Материал :

    Для педагога - образец.

    Для детей - цветной картон (10x10 см, конверт с трафаретами (шаблонами) окружностей, простой карандаш, фломастеры, цветные карандаши, нитки, игла, ножницы.

    Ход занятия:

    I. Организационный момент (2-3 мин) .

    II. Сообщение темы и цели.

    III. Работа по теме :

    Ребята, вы научились выполнять изонитью углы , сегодня мы будем учиться изображать окружность (круг) . (Показ образца) .

    Отгадайте загадку :

    Чтоб добыть себе медок Мы гадали Машке

    Села пчелка на (цветок) в поле на (ромашке)

    Правильно, ромашка. На что похожа середина цветка? (на мячик, обруч, колесо) .

    Пусть будет мяч. На лицевой стороне картона нитки выходят из одного отверстия и входят в другое, на изнаночной стороне (показ изнаночной стороны) нитки образуются стежки.

    Достаньте из конвертов шаблоны окружностей, рассмотрите их. Назовите цифры по точкам. Теперь определим вместе последовательность работы с шаблонами.

    Положите картон на стол цветной стороной вниз. Рисовать окружность надо на изнаночной стороне. Рисунок всегда наносится на изнанку картона.

    Возьмите кружок нужной величины и наложите его на картон, плотно прижмите пальчиками. Обведите окружность карандашом и затем по отмеченным точкам поставьте цифры. Проколите отверстия иглой по точкам, (объяснение сопровождается показом выполнения работы) .

    С изнаночной стороны прокалываем в точку 1. Нить идет по лицевой стороне и уходит в точку 6. Число 6 запоминаем. Это очень важно для дальнейшей работы. С изнаночной стороны прокалываем в точку 7. С изнанки иглу вводим в точку 3. На лицевой стороне в точку 8 и т. д.

    На изнаночной стороне стежки идут по кругу в одну сторону, они могут совпадать или не совпадать друг с другом. На изнаночной стороне не должно быть пересечения нитей. Самая первая нить - самая нижняя.

    По ходу работу педагог помогает детям. Когда нити на лицевой стороне образуют уголок около отверстия, это облегчает работу : можно

    ориентироваться на них, они должны быть по всей окружности.

    Торопить детей не нужно . Важно, чтобы они поняли принципы вышивания : туда и обратно по кругу, продвигаясь по изнаночной стороне на одно отверстие вперед.

    IV. Разминка :

    (2 щелчка пальцами над головой)

    Если нравится тебе, то делай так!

    (2 хлопка в ладони)

    Если нравится тебе, то скажи : "Хорошо!"

    Если нравится тебе,

    То другим покажи,

    Если нравится тебе, то делай все!

    Дорисовать лепестки с лицевой стороны картонки. На лицевой стороне нити, пересекаясь друг с другом, образуют круг (центр цветка) .

    V. Анализ : В конце работы можно спросить у детей , как они вышивали, проанализировать готовые работы, отметить ошибки, похвалить хорошее исполнение. Спросить у детей , кому они подарят свои работы.

    VI. Итог : детям была показана техника выполнения угла изонитью .

    VII. Уборка рабочего места.

    «Изонить – не менее увлекательная и занимательная техника рукоделия. Можно встретить и другие названия: нитяная графика, изображение нитью, вышивка на картоне, ниточный дизайн, изографика. Главное – это ажурный узор на четких геометрических линиях.

    Когда смотришь на готовые работы, в которых нити замысловато переплетаются, то можно подумать, что это очень сложно повторить. Но когда освоишь азы вышивки на плотной бумаге или картоне, тогда любая сложная схема под силу. Начинающим мастерицам вряд ли стоит браться за сложные композиции, важно научится делать базовые мотивы, их не так много, по сравнению с другими техниками.

    Основные мотивы изонити

    Первый мотив – заполнение угла .

    Для начала возьмите лист картона и начертите прямой угол. Длина сторон 8-10 см. Через каждый сантиметр поставьте точку и сделайте отверстие шилом. Новичкам рекомендовано сразу проставить цифры, по которым будет двигаться иголка.

    Итак, первый виток! Иголка заходит в картон с изнаночной стороны (там остается узелок) на цифру 1, перемещается по лицевой стороне в цифру 2.


    Затем с изнаночной стороны переходите в цифру 3.


    По лицевой стороне идете в отверстие под номером 4.

    Перемещаетесь снизу на 5 и делаете виток в отверстие 6.


    Дальше виден отрезок 7-8.


    И по такому же принципу вы должны заполнить все отрезки на графическом рисунке.


    Когда принцип заполнения понятен, вам не нужно будет рисовать цифры, начнете работать по памяти.
    Углы могут быть различной длины и любого градуса, но принцип их заполнения одинаковый, а вот результат разный.

    Для закрепления усвоения посмотрите этот видео урок:

    Второй мотив – заполнение круга .

    Здесь тоже есть свои нюансы, о которых должны знать новички.

    Нужно начертить круг и поставить точки на равных отрезках. Чем больше точек, тем плотнее получится узор. Дальше все зависит от расстояния, на которых будут ложиться витки нитей. На примерах по фото видны варианты!

    Чем длиннее отрезок нити, тем ближе заполнение к центру круга. Если виток ложится короче, будут переплетения нитей возле края линии.


    При работе с кругами вам нужно тоже на первых этапах прописывать цифрами ход нити.

    Овал и капля заполняются по принципу мотива круг или угол. Вы на практике все поймете.

    Еще один принцип техники изонить, когда вся работа выполняется с одной точки . Например, графический рисунок – сердце. Два варианта его заполнения.


    Движение идет поочередно.

    Здесь витки ложатся с отступлением на шаг.

    Эти варианты заполнения могут быть использованы для любого рисунка. Когда вы осилите основные мотивы, тогда будете комбинировать и совмещать их на свое усмотрение.

    Полезная информация

    Новичкам будут интересны некоторые советы и тонкости техники изонить . Остановимся на них подробнее.

    Для основы лучше использовать плотную бумагу или гладкий картон, реже встречаются работы на бархатном картоне.

    — Для нанесения рисунка нужен простой карандаш, лучше твердый и хорошо заточенный, чтобы линия мотивов была тонкой.

    — Еще пригодится линейка для рисования линий и углов, циркуль для формирования окружностей разного диаметра.

    Шило лучше использовать короткое, но острое. Им необходимо прокалывать картон с лицевой стороны, чтобы работа выглядела аккуратней.

    Иголку советуют брать с большим ушком, чтобы легко проходила нить.

    Нитки можно использовать любые, но самые хорошие для этой техники считаются мулине и ирис. На бархатной бумаге великолепно смотрятся работы, выполненные именно шерстяной нитью.

    — Прокалывать отверстия следует на подложке, чтоб не повредить покрытие стола. Рекомендовано использовать кусок картона из коробки от упаковки или толстый пенопласт.

    Для закрепления нити с изнаночной стороны можно использовать узкий скотч или клей ПВА.

    — Чтобы нить во время работы не запутывалась, отрезайте не слишком длинный кусок.

    Техника изонить используется для изготовления открыток, панно, картин, обложки для блокнота, закладки для книги.

    — На начальных этапах важно следить за плотностью вышивки. Если вы сильно потянете виток, то можете порвать картон. А слабый зажим нитки будет провисать и неаккуратно смотреться на готовой работе.

    — Чтобы скрыть изъяны изнаночной стороны, работу надо приклеить на картон или разместить в рамочке без стекла.

    Картина «Бабочка» в технике изонить (мастер-класс)

    А теперь перейдем к практической работе. Когда все азы техники понятны, можно приступать к вышивке отдельного предмета. Например, бабочки. Она будет состоять из самых простых узоров, когда заполняется все изображение полностью.

    Для работы нужны такие материалы:

    • набор цветного картона;
    • графическое изображение бабочки (в котором прорисованы все точки);
    • нитки мулине двух цветов (желтые и зеленые);
    • шило;
    • иголка;
    • ножницы;
    • тонкий скотч.

    Поэтапно


    Возьмите цветной картон такого оттенка, чтобы выбранные вами нити хорошо просматривались. Например, фиолетовый, если вышивка будет желтыми и зелеными нитками.

    На картоне разместите изображение бабочки и сделайте шилом отверстия. Не забудьте про подложку, чтобы не испортить рабочую поверхность.


    На графическом рисунке распределите цифрами направление движения иголки.


    Вот такая основа с отверстиями нужна для работы.


    Возьмите иголку, введите в нее нить и начинайте формировать отрезки.


    Вот такое ажурное плетение должно получиться.


    Не забудьте с изнаночной стороны работы закреплять края нитей скотчем.

    Второе желтое крыло нужно сделать симметрично.


    Когда будете вышивать нижние крылышки, можно поменять цвет нитей, чтобы работа вышла более яркой.

    Можно даже вышить одним цветом основу, а потом по краю пустить другой оттенок из более коротких отрезков.


    Чтобы сформировать туловище и усики бабочки, нужно просто прошить отрезки по прямой и вернуться.

    Вот так выгляди готовая работа.


    Обратную сторону лучше заклеить белым листом бумаги, чтобы скрыть погрешности вышивки.

    Согласитесь, приятно будет получить такую работу в качестве поздравительной открытки.

    Надеюсь, мой подробный рассказ про технику изонить и удачный пример работы вдохновит вас на оригинальные идеи и вскоре в вашем доме появятся красивые вышитые изделия.

    С уважением, Татьяна!»

    Когда вы освоите технику изонить, сможете создавать такие красивые картины, как в этом видео, своими руками:

    Схемы и шаблоны

    Для начинающих рукодельниц могут пригодиться готовые схемы и шаблоны с цифрами. Можно распечатать картинки из интернета и вышивать по цифрам.

    Сердечки:


    Цветочки:










    Как сделать оригинальное панно из ниток и гвоздей

    И еще рассказ Татьяны о практическом применении этой техники:

    «У нас в офисе работают креативные люди, как парни, так и девчонки. А расположен наш отдел на втором этаже. Приходится подниматься один лестничный пролет. И такой он унылый и однотонный. Дождливым утром моя сотрудница предложила «оживить» стену на лестнице. Рисовать красками на ней мы не рискнули, так как это помещение наш офис снимает за арендную плату. Поэтому нужно было делать какое-то большое панно или, на крайний случай, писать картину.

    На просторах интернета нашли интересную технику стринг арт . Она основана на использовании гвоздиков и нитей. Получается изображение, когда витки нитей переплетаются в определенном узоре между шляпками гвоздей. Все идею оценили и принялись за ее воплощение.
    После ремонта в кладовой стоял кусок гипсокартона размером 1 на 2 метра. Решили не резать его на куски, а использовать целиком. Девчонки нарисовали в центре основы птицу счастья (по сути, обычный павлин), по бокам от него — два дерева и внизу работы — импровизированные кустики травки.

    Ребята купили большие гвозди с широкими шляпками и вбили их на расстоянии друг от друга примерно в 2 см по всему графическому изображению. Причем гвоздики на самой птице усеяны очень густо, где-то в 0,5 см. Это для того, чтобы узор получился заполненным и хорошо ложились витки нитей.

    Когда все работы мужчин были завершены, снова пришел черед девочек показать ловкость своих ручек. Мы подобрали удивительные нити для всех элементов работы. Сиреневая на перьях и красная на туловище – это тонкие нити серии «ирис», а толстые на кружках хвоста и кронах деревьев – это фактурные нити для вязания.

    Переплетения нужно было делать в технике изонить , строго по рисунку. Вот такая шикарная птичка!

    Деревья проще формировать, так как нужно было только немного скрыть основу, поэтому переплетали витки нитей в хаотичном порядке. Обратите внимание, как оттеняются нити на стволах и хорошо смотрятся фактурные на кроне.

    Потом парни предложили сделать рамку для панно, чтобы работа выглядела интереснее. Они прибили деревянный уголок по краю основы.

    Робота была сложная и кропотливая, но результат того стоил. Получилось красивое и яркое панно из ниток и гвоздей.

    Теперь наш лестничный пролет самый красочный во всем здании. И если нас судьба забросит на новое место работы, то и картина отправится вместе с нашим коллективом.»

    Будем рады видеть фотографии и ваших работ!

    Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

    Еще интересно:

    Присылайте свои фотографии

    Тоже делаете красивые поделки? Присылайте фотографии своих работ. Лучшие фото мы опубликуем и вышлем вам диплом участника конкурса.

    Посмотрите также:

    Детские открытки папе к 23 февраля
    Еще пополнение в наш раздел "Открытки". Скоро 23 февраля, пора придумать, как же поздравлять любимых...

    Открытка дедушке на юбилей
    Недавно у дедушки был юбилей, мы с детьми подготовили ему вот такую маленькую скромную открытку (на...

    Горячий батик "Африканская саванна"
    Горячий батик – это рисунок по ткани с использованием расплавленного воска. Многие считают, что это...

    Техника холодного батика
    Технику горячего батика вы можете увидеть в этой статье, а теперь: Холодный батик Холодный батик...

    Немного истории:
    Изонить - это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии.
    Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.
    В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

    Технология изонити:
    Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема:
    - заполнение угла;
    - заполнение окружности.
    А дальше – ВПЕРЕД ФАНТАЗИЯ! Комбинируя всего два приема + фантазию, получаем потрясающие произведения!

    Инструменты, необходимые для работы:
    * картон
    * нити различного цвета (швейные, мулине, ирис), (Лично мне нравиться, когда они пестрые, яркие, почти «ядовитые» !

    * игла
    * шило (я за не имением его под рукой использовала острие циркуля, тоже сгодиться)
    * ножницы
    * циркуль
    * линейка

    Заполнение угла:
    * начертить на изнаночной стороне картона любой угол
    * разделить каждую сторону угла на четное количество равных частей
    * пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой "О".
    * сделать иглой или шилом проколы во всех точках, кроме вершины ("О")
    * вдеть нить в иглу
    * заполнить угол по предлагаемой схеме

    Заполнение окружности:
    *начертить окружность
    *разделить окружность на четное количество равных частей
    *сделать проколы во всех полученных точках
    *вдеть нить в иглу заполнить окружность по схеме

    а,б,в - лицевая сторона

    г - изнанка

    А вот некоторые образцы-шаблоны:

    А вот так выглядят готовые работы: