• Конспект развлечения в старшей группе зима. Конспект НОД в старшей группе ДОУ «Зимние забавы» (составление рассказа по картине)

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 08.05.2015 23:04 Просмотров: 1325

    Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вашкинского муниципального района «Детский сад № 2»

    Конспект занятия в старшей группе
    Рассказывание по картине «Зимние забавы»
    с использованием «Технологии составления описательных текстов по картине»

    Воспитатель: Стёпина С.Ю.
    Первая квалификационная категория

    с. Липин Бор
    2015 год

    Задачи:
    o развивать речевое творчество детей, путем составления описательного рассказа по картине;
    o развивать психические процессы: память, внимание, воображение: придумывание событий, предшествующих и следующих за изображёнными на картине;
    o формировать элементарные представления о живописи;
    o упражнять в составлении предложений и включении их в связное
    высказывание;
    o воспитывать саморегуляцию собственных действий: выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.
    Методы и приёмы:
    o словесные методы (рассказ), художественное слово (загадка).
    o наглядный
    Материалы и оборудование:
    o картина «Зимние забавы» (презентация), мультимедийный проектор;
    o тропинка из снежинок;
    o волшебный карандаш;
    o ковер-самолет;
    Предварительная работа:
    o беседы с детьми о зиме и зимних явлениях;
    o чтение произведений о зиме;
    o рассматривание иллюстраций;
    Ход занятия.
    ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, хотите оправиться в путешествие?
    ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Да! Хотим!
    ВОСПИТАТЕЛЬ: На чем можно путешествовать? (На корабле, на самолете, на воздушном шаре).
    ВОСПИТАТЕЛЬ: А я вам предлагаю отправится на ковре-самолете. Под звуки волшебной музыки мы с вами отправимся в полет (звучит музыка Чайковского «Времена года»).
    (После окончания музыкального произведения) Теперь послушайте загадку и вы узнаете, куда мы с вами попали.
    Снег на полях,
    Лёд на реках.
    Вьюга гуляет,
    Когда это бывает? (ЗИМОЙ)

    ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, очутились мы у зимы в гостях.
    ВОСПИТАТЕЛЬ: Что вы представили, когда слушали музыку?

    Ответы детей: (едут сани, звон бубенцов, ветер гудит.....).
    ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы ребята. А сейчас мы с вами пойдем по снежной тропинке и каждый из вас скажет зима, какая она? (дети проходят по тропинке из снежинок, называя определения зимы)
    Ответы детей: (снежная, морозная, холодная, вьюжная, весёлая, суровая, красивая, студеная, ледяная, скрипучая, ....)
    ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы дети, много слов знаете о зиме. Ребята, а чем необычна тропинка, по которой мы прошли? (она из снежинок)
    Ребята, что-то похолодало, давайте погреемся.

    На дворе мороз и ветер, (потирают плечи)
    На дворе гуляют дети (ходьба на месте)
    Щечки, щечки согревают, (потирают щеки)
    Ручки, ручки потирают (дети потирают руку об руку.)
    Чтоб не зябли наши ножки, (выставляют ноги)
    Мы потопаем немножко: топ, топ, топ. (дети топают ногами.)
    Нам мороз не страшен, (хлопают в ладоши)
    Вот как мы теперь попляшем. (дети приплясывают.) (Повторяют еще раз)

    ВОСПИТАТЕЛЬ: О зиме писали не только композиторы, но и художники.
    Представим себе, что мы попали в картинную галерею. В нашей картинной галерее есть картина, которая называется «Зимние забавы».
    (на слайде 1 появляется картина, показ мультимедийной презентации.)

    Я предлагаю вам взять подзорную трубу (воображаемую) и посмотреть, что и кого вы видите на картине. (снеговик, дома, изгородь, снег, девочку, мальчика, следы, сугробы, кусты, вдалеке лес.)

    На слайде 2 появляются объекты, называемые детьми.

    ВОСПИТАТЕЛЬ: Подумайте как объекты на картине связаны между собой.
    И в этом нам поможет игра «Объединялка». (дети слепили снеговика, снег лежит на кустах, мальчик лежит на снегу, девочка стоит около мальчика, около домов изгородь, вдалеке виден лес, на домах лежит снег и т.д.)
    ВОСПИТАТЕЛЬ: Какая часть суток изображена на картине? (день).
    Какая погода? (ответы детей: солнечная, морозная)
    ВОСПИТАТЕЛЬ: А давайте придумаем детям имена. Девочку будут звать... Мальчика...
    Воспитатель: Во что одеты дети? (у девочки...красное пальто, рукавицы, шапка, сапожки.) (На мальчике... шапка, рукавицы, брюки, ботинки.)
    ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы думаете, ребята, чем сначала занимались дети на прогулке?
    Ответы детей: (Лепили снеговика. Играли в догонялки, оставив много следов на снегу.)
    ВОСПИТАТЕЛЬ: А что было потом? (Они устали, мальчик лёг на снег, девочка встала на колени и смотрит на мальчика.)
    Воспитатель: Как вы думаете, что спрашивает девочка у мальчика? (ответы детей.)
    ВОСПИТАТЕЛЬ: А что говорит мальчик девочке? (ответы детей: плывут облака, которые похожи на разных животных.)
    Мы зимой любим играть на улице. Давайте поучаствуем в зимних развлечениях.
    (Физкультминутка «Зима».)
    Наконец пришла зима. (дети разводят руки в стороны)
    Стали белыми дома, (складывают руки домиком над головой.)
    Снег на улице идёт, (двигают руками сверху вниз.)
    Дворник улицу метёт. (имитируют.)
    Мы катаемся на санках. (приседают, руки вытягивают вперёд.)
    Пишем на катке круги. (руки закладывают за спину, медленно кружатся.)
    Ловко бегаем на лыжах. (имитируют.)
    И играем все в снежки. (лепят и бросают снежки)

    ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, вы можете представить, чем пахнет картина, какие издает звуки?
    Ну-ка, вдохните поглубже, чем пахнет наша картина? (ответы детей...)
    Ребята, прислушайтесь внимательно, какие звуки вы услышали? Какие предметы могут издавать звуки? Ответы детей: (хрустит снег, каркают вороны, голоса детей, ....)
    А сейчас каждый из нас превратится в героя, изображенного на картине, и расскажет о своем характере, настроении.
    Например: я крыша дома, я очень рада, что защищаю людей от снега, ветра и мороза. Снега на мне много, но я сильная. У меня хорошее настроение, потому что я делаю добро людям.
    Дети рассказывают свои рассказы:

    Я - снеговик...(еще недавно я был снегом на поляне. Потом пришли дети и скатали комки. Комки поставили друг на друга, и получился я. У меня радостное настроение, потому что сегодня я родился, значит у меня день рождения. Ребята сделали мне нос из морковки, я чувствую ее сладкий запах.

    Я - девочка...(У меня хорошее настроение, потому что мне нравится гулять со своим братом. Мы с ним играли в догонялки, слепили снеговика. Я люблю морозные деньки, мне совсем не холодно в моей теплой шубке и шапке.

    Я - мальчик...(Я лежу на снегу и наблюдаю за облаками. Они плывут по синему зимнему небу. Я тепло одет и поэтому мне не холодно лежать на снегу. Рядом со мной подружка. Нам с ней всегда весело. Она что-то мне говорит, а я как будто не слышу. Думаю, как нам хорошо и весело.

    Я - снег...(я пушистый, рыхлый, холодный. У меня хорошее настроение, потому что утром ко мне пришли ребята. Они играли в догонялки и оставили на мне много следов. Следы глубокие, похожие на узоры. Ночью мне будут сниться приятные сны. Во сне я снова услышу голоса детей. Как радостно быть кому-то нужным.

    Я - куст...(снежный и раскидистый. Под снегом моим веткам тепло и уютно. Солнце слегка пригревает меня. У меня веселое настроение. Я слышу смех детей. Я думал, что дети сломают мои хрупкие ветки, но они оказались добрыми и бережливыми.

    Я - забор...(старый, наклонившийся в сторону. Мне грустно зимой. Снег тяжело придавил меня к земле.

    Я - шапка...Теплая, яркая. Без меня моя хозяйка могла бы простудиться. Мне весело, потому что весь день я играю и бегаю вместе с девочкой.

    Я - валенок...Мы с братом не можем друг без друга, мы дружные. Мы теплые и удобные. Нас сделали из овечьей шерсти, чтобы согревать ноги нашего хозяина. У нас хорошее настроение, потому что мы бережем его от болезни.
    Ребята, что это мы рассказывали, превратившись в героя картины?

    (рассказывали о своем характере, настроении.)

    ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, как вы думаете кто написал картину? (художник), а кто пишет рассказы? (писатель). Сегодня вы как настоящие писатели сочинили свои рассказы о картине. Картина очень довольна и приготовила для вас необычный подарок - волшебный карандаш. Им вы можете записывать и зарисовывать рассказы и сказки, которые сочините сами.

    ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите, я приготовила для вас снежинки, они разного цвета. Те, кому наше путешествие в картину понравилось и вы узнали что-то новое, возьмите себе снежинки голубого цвета, а если что-нибудь не получилось или не понравилось, то возьмите снежинки синего цвета. А сейчас пора возвращаться в детский сад. Усаживайтесь на ковер-самолет и закрывайте глаза. Снова звучит музыка.
    Воспитатель предлагает детям из снежинок выложить морозный узор на большом окне.

    Физкультурный досуг « Зимние забавы» (на улице)

    (Старшая группа)

    Выполнла

    Козлова Т.С.

    г.Саратов 2015г.

    Цель: детям привлекательность зимних месяцев года; развивать интерес к зимним видам спорта посредством игр и эстафет.

    Задачи: закрепить знания и навыки, полученные на занятиях по физической культуре; развивать быстроту двигательной реакции; развивать у детей внимание, умение согласованно действовать в коллективе, смелость, чувство уверенности в себе; достижение положительно – эмоционального настроя.

    Оборудование и инвентарь: санки – 2 шт.,2 клюшки, 2 шайбы, 6 конусов, 2 обруча, 2 метлы, снежки по количеству детей.

    Ход мероприятия:

    Дети выходят на спортивную площадку. Выстраиваются в 2 шеренги.

    Инструктор: Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки! Сегодня собрались команды самых ловких, сообразительных и умных ребят. А зачем мы здесь собрались? (ответы детей).

    Сейчас у нас любимое время года –зима!

    Над землею закружила

    Вновь зима свой хоровод!

    Пусть здоровье, радость, силу

    Зимний спорт нам принесет.

    Все мы скажем: « нет!» простуде,

    Нам морозы нипочем.

    Мы дружить с коньками будем,

    С клюшкой шайбой и мячом.

    Прошу команды занять свои места.(представление команд) –

    1команда – «Шустрики»

    2 команда - « Быстрики».

    Инструктор: Желаю успеха обеим командам в предстоящих соревнованиях. Но прежде, чем начать соревнования, необходимо провести умственную разминку.

    Игра « Да», « Нет».

    Дед Мороз известен всем, верно?

    Он приходит ровно в 7, верно?

    Дед Мороз - старик хороший, верно?

    Носит шляпу и калоши, верно?

    Дед Мороз к вам приходил, верно?

    Он подарки приносил, верно?

    Ствол хорош в лесу у елки, верно?

    Был срублен из двустволки, верно?

    Что растет на елке? Шишки, верно?

    Помидоры и коврижки, верно?

    Что, красива очень елка, верно?

    Всюду красные иголки, верно?

    Дед Мороз боится стужи, верно?

    Со снегурочкой он дружит, верно?

    Что ж,ответы даны на вопросы,

    Знаете все вы про Деда Мороза!

    Инструктор: Вот вы и доказали, что вы сообразительные и умные ребята. А вот ловкие ли вы и быстрые, сейчас мы и посмотрим. И 1 эстафета называется «Ах вы сани, мои сани!»

    Эстафета « Ах вы сани, мои сани»

    1 игрок везет на санках 2 игрока, обегает конус. Дети меняются местами и едут обратно. Передают санки следующей паре.

    Эстафета « Черепахи»

    Двое детей сидят на санках, спиной друг к другу и отталкиваются ногами от снега. Огибают конус и едут обратно, передают санки другой паре.

    Эстафета « Хоккеисты»

    1 игрок ведет клюшкой шайбу «змейкой» между конусами и обратно. Передает клюшку след.игроку.

    Инструктор: Наши команды немного устали, предлагаю вам отгадать загадки.

    Инструктор: Молодцы, все отгадали! Итак, продолжаем наши соревнования. И следующая эстафета называется: « оленьи упряжки»

    Эстафета « Оленьи упряжки»

    1 игрок надевает на себя обруч, 2 игрок держится за обруч – « упряжки» ,обегают конус, меняются местами и бегут обратно, передают обруч следующей паре.

    Эстафета « Гонки на метлах»

    1 игрок садится верхом на метлу, бежит огибая конус. Не задев его. Бежит обратно, передает метлу следующему игроку.

    Эстафета « Попади в цель»

    1 игрок берет снежок и кидает его в корзину, стоящую напротив. После 1 броска уходит в конец колонны. Кидает следующий игрок.(подсчитывается количество попавших в корзину снежков.

    Инструктор: Вот.ребята мы и увидели, что вы не только сообразительные, но еще и сильные, ловкие, смелые, дружные ребята. (подводится итог). Награждение команд медалями.

    А теперь предлагаю встать в общий круг и поиграть в игру « Карусель»

    Игра « карусель»

    Инструктор: Побегали, попрыгали,

    «Нагуляли» аппетит?

    Вот теперь и подкрепиться

    Вам совсем не повредит.

    В группах вас ждут угощения. Дети уходят в группы.

    Спортивное развлечение в старшей группе на тему:

    «Зимние забавы и игры».

    Цель: Обеспечение радостного эмоционального настроения и формирование у детей интереса к зимним видам спорта и ценностного отношения к занятиям физической культурой через совершенствование двигательных способностей детей.
    Задачи:
    Образовательные:
    Формировать начальные представления о зимних видах спорта;

    Развивающие:
    Совершенствование умений и навыков в основных видах движений;
    Развивать физические качества – быстроту, силу, ловкость;

    Воспитывающие:
    Прививать интерес к занятиям зимними видами спорта;
    Способствовать самостоятельным занятиям детей различными видами спорта с применением знакомых видов движений;

    Воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнований, играх-эстафетах, целеустремлённость, командные чувства.

    Ход проведения.

    На спортивную площадку

    Приглашаем дети вас!

    Праздник спорта и здоровья

    Начинается сейчас!

    Ведущий:

    Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Нам очень приятно видеть всех Вас сегодня на нашем празднике! Мы начинаем самую весёлую из всех спортивных и самую спортивную из всех весёлых игр – «Зимние забавы и игры». Участники соревнований будут состязаться в силе, ловкости, смекалке, быстроте! Чтобы добиться хороших результатов в соревнованиях, вам, ребята, надо не унывать и не зазнаваться. Я желаю вам, ребята, больших успехов в предстоящих соревнованиях, желаю побед, и всем командам: – Физкульт!

    Дети: Привет!

    Ведущий. Команды обязуются соревноваться!

    Все: Честно, по правилам!

    Ведущий. А теперь небольшая разминка!

    Ходьба по залу с выполнением действий по тексту:

    Мы шагаем по сугробам, Ходьба по залу,

    По сугробам крутолобым. Ходьба на носках

    Поднимай повыше ногу, Ходьба с высоким подниманием колена

    Проложи другим дорогу. Бег парами взрослый - ребенок «саночки»

    Очень долго мы шагали, Ходьба

    Наши ноженьки устали.

    Мы присядем, отдохнём, Присесть

    А потом гулять пойдём. Ходьба

    Звучит музыка и появляется снеговик.

    Снеговик: Здравствуйте, детишки! Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте, мальчишки!

    Пришли однажды в лес детишки, не принесли с собою книжки.

    С ними были лыжи, санки, меня слепили спозаранку.

    Вокруг меня они резвились, а потом вдруг удалились!

    Скучно стало мне стоять, не с кем там, в лесу, играть!

    Вот пришел я к вам, ребята. Не прогоните обратно?

    Будете со мной играть? На вопросы отвечать?

    Хотите вы соревноваться? А не будете ругаться?

    А сердиться? А реветь? Драться? Дуться? А болеть?

    Спортом любите вы заниматься?

    Вы снежок передавайте – виды спорта называйте.

    Дети играют в игру «Назови зимние виды спорта».

    Хорошо вы поиграли, все виды спорта вы назвали!

    Пришла пора соревноваться, в видах спорта состязаться!

    Но прежде чем соревноваться, нужно всем чуть-чуть размяться!

    Пока я там в лесу стоял, один совсем я не бывал.

    Ко мне звери приходили, со мной зарядку проводили!

    Ну, а вы, ребятки, слышали про «Звериную зарядку»?

    Хотите я вам покажу? Вас на зарядку приглашу!

    Тогда скорее в круг вставайте, за мною дружно повторяйте!

    Снеговик проводит разминку.

    Дети вместе со Снеговиком и педагогами выполняют весёлую зарядку.

    Игра - разминка "Греемся".

    А на улице мороз - Ну-ка все потерли нос!… (Трем носы.)

    Ни к чему нам бить баклуши, Быстро все взялись за уши!… (Беремся за уши.)

    Покрутили, повертели, Вот и уши отлетели!… (Вертим уши.)

    Головою покачали!… (Качаем головой.)

    По коленками постучали!… (Стучим по коленям.)

    По плечам похлопали!… (Хлопаем по плечам.)

    А теперь потопали!… (Топаем.)

    Ведущая: А теперь, внимание, внимание у нас начинаются соревнования!

    Снеговик: Ребята отгадайте загадку:

    Не ботинки, не сапожки,

    Очень сильно греют ножки.

    В них мы бегаем зимой:

    Утром – в садик,

    Днём – домой . ОТВЕТ: валенки.

    Снеговик: Правильно ребята это валенки и 1 эстафета называется «Валенки»

    Каждая команда получает по одному валенку. Первый участник надевает на правую ногу валенок. На дистанции выставляются модули в виде змейки. Задание: пройти дистанцию туда и обратно в валенке, передать следующему участнику, и так далее, вся команда.

    За каждую пройденную эстафету одна из команд будет получать от меня снежный комочек и в конце нашего праздника подсчитаем ваши комочки и выведем победителя.

    Раз, два, три начало игры….

    Ведущая: Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились с первым заданием.

    Снеговик:

    По снегу покатите –

    Я подрасту.

    На костре согрейте –

    Я пропаду. (Снежный ком)

    Правильно ребята. Все это вы знаете, все это вы умеете. Мне интересно справитесь ли вы со следующим заданием

    " Прокати снежный ком"

    Ребята вы должны" Снежный ком" (мяч) змейкой провести всю дистанцию и передать его следующему игроку. Всем понятно?

    Раз, два, три кати...

    Игра-эстафета «Обручи».

    Инвентарь: обручи.

    Первыми проходить эстафету капитаны. Капитан команды становится в центр обруча, держа его руками. По команде, капитаны обегают кеглю, возвращается назад, где к обручу снаружи цепляется следующий участник команды. Вместе они бегут до кегли, обегают ее, второй участник остается у кегли, а первый участник возвращается за следующим. Эстафета продолжается до тех пор, пока вся команда не окажется за кеглей. Побеждает самая быстрая команда.

    Ведущий: А теперь немного отдохнем.

    Отгадайте загадки.

    Просыпаюсь утром рано,

    Вместе с солнышком румяным,

    Заправляю сам кроватку,

    Быстро делаю … (Зарядку)

    Не похож я на коня,

    А седло есть у меня.

    Спицы есть, они, признаться,

    Для вязанья не годятся.

    Не будильник, не трамвай,

    А звоню я, то и знай. (Велосипед)

    Сижу верхом не на коне,

    А у туриста на спине. (Рюкзак)

    По пустому животу

    Бьют меня - невмоготу!

    Метко сыплют игроки

    Мне ногами тумаки. (Футбольный мяч)

    Когда весна берет свое

    И ручейки бегут звеня,

    Я прыгаю через нее,

    Ну, а она - через меня. (Скакалка)

    Ноги в них быстры и ловки.

    То спортивные... (Кроссовки)

    Ведущая: Молодцы весело играли! Не озябли? А если к нам сам Мороз пожалует, не испугаетесь? А вот и братья Морозы! Прячьтесь в дом.

    Подвижная игра «Два мороза».

    На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становятся водящие - пара взрослый и ребенок и произносят:

    Мы два брата молодые, два мороза удалые,

    Я Мороз - Красный нос.

    Я мороз – синий нос.

    Кто из вас решится

    В путь-дороженьку пуститься?

    Играющие хором отвечают:

    Не боимся мы угроз,

    И не страшен нам мороз.

    После этого они перебегают через площадку в другой дом, Морозы догоняют и стараются их заморозить (коснуться рукой). Они подсчитывают, сколько играющих удалось заморозить. В конце игры выясняется, какая пара Морозов заморозила больше играющих.

    Ведущая: Нет, не под силу Морозу нас испугать и заморозить, мы быстрые и ловкие потому, что занимаемся спортом.

    Игра-эстафета «Наездники».

    (команды стоят в колоннах. Первые два участника держат гимнастическую палку между ног. По сигналу начинают бег до кегли, обигают её, возвращаются и передают гимнастическую палку следующей паре).

    Ведущий: -Сегодня на наших соревнованиях нет проигравших – выиграли все, т.к. соревнования помогли детям подружиться со спортом. Победила дружба. А дружба, как известно, начинается с улыбки. Так давайте, подарим друг другу и нашим гостям самую добрую, какую только можно улыбку.

    Будем с вами веселиться! Будем бегать и резвиться.

    Ну, а чтоб не замерзать, предлагаю поиграть.

    Игра « Горка, ямка, сугроб»

    (Детям предлагается встать в круг.)

    На слово «горка»- поднимаете руки вверх,

    На слово «ямка» - приседаете, « сугроб»- кладете руки друг другу на плечи.

    Снеговик: Как все весело играли! Вы, ребята, не устали?

    А в снежки любите играть, друг в друга метко попадать?

    Снежки все дружно мы возьмём, в мою игру играть начнём!

    Рядышком в кружок вставайте и за мною повторяйте!

    Снеговик проводит игру со снежками. У него в руках большой снежок.

    По окончании игры Снеговик обращает внимание детей на свой большой снежок.

    Снеговик: Большой снежок в руках моих. Он не простой – волшебный!

    Пока играли с вами мы – он превратился в конфетный!

    Волшебным снежком конфетным я угостить вас хочу!

    Про вас таких весёлых и спортивных

    Своим друзьям – зверятам расскажу!

    Снеговик: Молодцы, ребята! Порадовали меня! Теперь я вижу, что любите вы зимушку. И зима приносит вам силу и здоровье!


    Задачи:

    Образовательная область «Познание»

    • Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.
    • Закреплять приметы зимы.
    • Расширять знания детей о зимних играх и развлечениях.
    • Познакомить с новыми словами (коньки, хоккей).
    • Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность.

    Образовательная область «Коммуникация»

    • Активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь по лексической теме.
    • Развивать связную речь.
    • Учить детей отгадывать загадки.
    • Развивать объяснительную речь.
    • Учить согласовывать существительные с прилагательными.
    • Развивать у детей общую и мелкую моторику.
    • Следить за правильным звукопроизношением.
    • Учить образовывать прилагательные от существительных.

    Образовательная область «Физическая культура»

    • Учить координировать движения с речью.
    • Развивать умение регулировать силу и точность движения в игре с мячом.

    Образовательная область «Социализация»

    • Формировать положительную установку детей на участие в занятии, умение работать в коллективе.

    Образовательная область «Здоровье»

    • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством физминутки, использования гимнастики мозга, учёта индивидуальных особенностей детей.

    Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.

    Словарь:

    Предметный: зима, снег, снеговик, снежки, лыжи, горка, санки, ледянка, коньки, каток, лёд, хоккей, клюшка, шайба.

    Качественный: скользкая, ледяная, высокая, быстрые, острые, деревянные, пластмассовые, детские, взрослые, большой, снежный, красивый, смешной.

    Глагольный: лепить, бросать, кататься, заливать, забивать (гол).

    Методы и приёмы: ритуал приветствия, вопросы воспитателя, загадка, рассматривание сюжетных картинок, сюрпризный момент (встреча с игрушечным снеговиком), дидактические игры «Подбери слова», «Собери картинку», итог-поощрение.

    Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для мозга упр. «Слон», физминутка. Индивидуальная работа: привлечь к беседе малоактивных детей: Марк, Ваня, Кристина.

    Материал: игрушечный снеговик, сюжетные картинки, ледянка, мяч, конверты с разрезными картинками.

    Ход занятия

    Ритуал приветствия:

    Воспитатель: — Ребята, давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. Чтобы много узнать интересного на нашем занятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать с места, поднимать руку, слушать друг друга.

    Организационный момент:

    — Отгадайте загадку:

    «Его не растили — из снега слепили.

    Вместо носа ловко вставили морковку,

    Глаза-угольки, губы-сучки.

    Холодный, большой. Кто он такой?

    Дети:- Это снеговик.

    Воспитатель: -Молодцы, верно. Это снеговик.

    (Воспитатель показывает игрушечного снеговика)

    Воспитатель: -Он видел, как утром весело вы бежали в детский сад и решил заглянуть к вам, познакомиться. У него очень хорошее настроение, потому что сейчас его любимое время года. А какое?

    Дети:- Зима

    Воспитатель: -Правильно. А почему именно зима- любимое время года снеговика?

    Дети:- Снеговика лепят из снега, летом снеговик растает.

    гимнастика для мозга упр. «Слон»

    Согните колени, прижмите голову к плечу, вытяните руку вперёд (ту, которой пишите). Рисуйте ленивую восьмёрку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая рёбрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите это же с другой рукой.

    Основная часть

    Воспитатель: -Ребята, снеговик хочет поиграть с вами на улице, но он давно не приходил к нам в гости и забыл, в какие игры можно играть зимой. Давайте ему напомним эти игры.

    Итак, в какие игры вы играете зимой на улице?

    (Дети отвечают, воспитатель поочерёдно выставляет сюжетные картинки с зимними развлечениями)

    Воспитатель: -Посмотрите на этих ребят, чем они заняты?

    Дети:- Лепят снеговика.

    Воспитатель: -Верно. А что ещё можно лепить из снега?

    Дети:- Из снега можно лепить снежки.

    Воспитатель: -Посмотрите на картинку, как дети играют в снежки?

    Дети:- Дети бросаются снежками друг в друга и прячутся за снежной стеной.

    Воспитатель: -Верно. И детям очень весело, потому что снежки попадают в стену, а не в них.

    Ребята, давайте вспомним, на чём можно кататься зимой.

    Обратите внимание на следующую картинку, где дети катаются на лыжах?

    Дети:- По снегу и с горки.

    Воспитатель: -А на чём ещё можно прокатиться по снегу и с горки?

    Дети:- На санках.

    Воспитатель: -Верно. Посмотрите, у меня в руках ледянка. Для чего она мне нужна?

    Дети:- Чтобы кататься с горки.

    Воспитатель: -А что нужно сделать, чтобы горка была скользкая?

    Дети:- Нужно горку залить водой.

    Воспитатель: -Молодцы, какие вы сообразительные. Горку заливают водой и на морозе она покрывается льдом. Значит горка какая?

    Дети:- Ледяная.

    Воспитатель: -Молодцы. Предлагаю вам немного отдохнуть.

    ФИЗМИНУТКА «Зимние забавы»

    Снег, снег, белый снег, (Дети выполняют упражнение СНЕГ)

    Засыпает он нас всех!

    Дружно мы на лыжи встали (Имитируют движения лыжника)

    И по снегу побежали,

    А потом на санки сели , (Приседают, затем встают и хлопают в ладоши)

    Смело с горки вниз слетели!

    Воспитатель: -Ребята, по льду ещё можно кататься на коньках. Повторите: «коньки»

    (Дети повторяют)

    Воспитатель: -Посмотрите на картинку. Что делают дети?

    Дети:- Катаются на коньках.

    Воспитатель: -Где дети катаются?

    Дети:- На катке, по льду.

    Воспитатель: -А ещё на коньках на льду можно играть в спортивную игру-хоккей. Повторите: «хоккей»

    (Дети повторяют)

    Воспитатель: -Посмотрите на картинку, мальчик клюшкой забивает шайбу в ворота.

    Ребята, можно ли в эти игры играть летом?

    Дети:- Нет.

    Воспитатель: -Почему?

    Дети:- Для таких игр нужен снег и лёд.

    Воспитатель: -Верно. Давайте с вами поиграем в игру с мячом.

    Дидактическая игра «Подбери слова»

    Коньки какие? (Быстрые, острые)

    Лыжи какие, если сделаны из дерева? (Деревянные)

    Если из пластмассы? (Пластмассовые)

    Как называются лыжи для детей? (Детские)

    А для взрослых? (Взрослые)

    Снеговик какой? (Большой, снежный, красивый, смешной)

    Горка какая? (Ледяная, высокая, скользкая)

    Воспитатель: -Молодцы, ребята. Ой, посмотрите, наш Снеговик расстроен и плачет! Он говорит, что зима подарила ему ледяные картинки о зимних развлечениях, но они раскололись. Снеговик просит вас помочь ему, собрать картинки и ещё раз напомнить ему об играх.

    Дидактическая игра «Собери картинку»

    (Дети выполняют задание)

    Воспитатель:- Молодцы, ребята! Снеговик благодарит вас за помощь и угощает вас «снежинками» -(безе).

    Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зимние забавы»

    Задачи: Коррекционно-образовательные задачи:

    Закрепление представление о зиме и её приметах

    Активизация и расширение словаря по теме «Зима», «Зимние забавы»

    Развитие языкового чутья путём образования родственных слов

    Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов) ;

    Развитие связной речи, упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом А

    Обогащать словарь.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, чувство рифмы, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.

    Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха

    Развивать речевое дыхание

    Развитие личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности

    Развитие диалогической речи

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    Развивать память; самостоятельность, уверенность.

    Воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений

    Формирование навыки коллективной творческой деятельности взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

    Оборудование: снежки для метания, снежки разного размера с написанными буквами, снежинки с картинками, картинки с изображением детских забав летом и зимой, изображения большого и маленького снеговиков, картинка-загадка, снежинки для дыхания

    Ход занятия:

    I. Организационный момент.

    Логопед звонит в колокольчик, привлекая внимание детей.

    С добрым утром! Начат день!

    Первым делом гоним лень!

    На занятии не зевать,

    Красиво, чётко отвечать!

    Сначала садятся мальчики, потом девочки.

    II. Основная часть:

    1. Сообщение темы занятия:

    Как на горке, на горе.

    На широком на дворе,

    Кто на санках, кто на лыжах,

    Кто повыше, кто пониже,

    Кто потише, кто с разбегу,

    Кто по льду, а кто по снегу.

    С горки - ух, на горку - ух!

    Бух! Захватывает Дух!

    О чём это стихотворение? (Это стихотворение о зимних играх, забавах, которые очень любят дети зимой)

    В какое время года можно кататься с горы? (Кататься с горы можно зимой).

    Во что вы любите играть зимой? (Я люблю играть в снежки. Я люблю кататься на коньках. Я люблю кататься с горы на санках).

    Ребята, сегодня мы поговорим с вами о зиме и зимних забавах.

    2. Беседа по картинке:

    Рассмотрите картинку. Какое время года на ней изображено? (На картинке изображена зима)

    Как вы поняли, что на картинке изображена зима? (Лежит снег, дети тепло одеты, речка замерзла и покрылась льдом).

    Какой стоит день? (День стоит ясный, зимний, морозный, холодный)

    Кто изображен на картине? (На картинке изображены дети)

    Расскажите, что делают дети? (Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках, играют в снежки)

    Как вы думаете, какое настроение у детей? (Настроение у детей веселое, задорное, радостное)

    А как это изобразил художник? (Дети улыбаются, резвятся. Им весело играть вместе).

    3. Образование качественных прилагательных. Игра «Какой? Какая?»

    Ребята, сейчас я вам буду называть слова, а вы должны будете назвать признаки этих предметов или явлений.

    Зима (какая) (Холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная)

    Снег (какой) (Белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый, сверкающий)

    Мороз (какой) (Сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий)

    «Отчалил осени корабль,

    И реки льдом сковал декабрь.

    Начинает календарь

    Месяц с именем январь.

    Белой вьюги вьётся шаль,

    Весь в снегу пришёл февраль»

    Меня не растили - из снега слепили.

    Вместо носа ловко вставили морковку.

    Глазки - угольки, ручки - сучки.

    Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

    Упражнение «Снеговики».

    Цель - учить регулировать мышечный тонус, мимическую мускулатуру.Снеговик радуется снегу и морозу. Надуть щеки, веселое выражение глаз.

    Грустный снеговик весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

    Снеговик увидел сосульку. Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под 5 счетов.

    Снеговик любит кататься на санках-ледянках (делаем упражнение «Чашечка»).

    Покатился снеговик на санках-ледянках с горки (упражнение «Горка»).

    Зимние забавы(пальчиковая гимнастика)

    Что зимой мы любим делать? (хлопки в ладоши)

    В снежки играть, на лыжах бегать (поочередно соединяют большой палец

    с остальными)

    На коньках по льду кататься,

    Вниз с горы на санках мчаться

    Бабу снежную лепить

    Весело зимой! (согнуть-разогнуть ладони)

    Нам не хочется домой! (хлопки в ладоши)

    Физкультминутка.

    Логопед: Дети все в кружок вставайте,

    Физкультминутку начинайте.

    (Дети встают в кружок).

    «Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны

    Стали белыми дома, Складывают руки домиком над головой

    Снег на улице идёт, Двигают руками сверху вниз

    Дворник улицу метёт, Имитируют

    Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают вперёд

    Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся

    Ловко бегаем на лыжах, Имитируют

    И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

    Отгадай загадку.

    Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

    Логопед читает:

    Мои новые дружки и блестящи, и легки,

    И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

    Две новые кленовые подошвы двухметровые:

    На них поставил две ноги - и по большим снегам беги. (Лыжи)

    Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

    За верёвочку-узду через двор коня веду,

    С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

    Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)

    «Почему так назван?» Образование сложных слов.

    Конькобежец - бегает на коньках; саночник - катается на санках; лыжник - катается на лыжах; хоккеист - играет в хоккей; фигурист - занимается фигурным катанием.

    «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

    Лыжник - лыжники - лыжников и т.д.

    «Счет». Согласование ИС с числительными.

    Один конькобежец - два конькобежца - пять конькобежцев.

    Один саночник - два саночника - пять саночников.

    Один лыжник - два лыжника - пять лыжников.

    Один хоккеист - два хоккеиста - пять хоккеистов.

    Один фигурист - два фигуриста - пять фигуристов.

    «Кому что нужно». Употребление дательного падежа ИС.

    Клюшка нужна хоккеисту; коньки нужны…; санки - …; лыжи - …; шайба - …

    «Исправь ошибку». Развитие логического мышления, слухового внимания.

    Лыжнику нужна клюшка. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, стоят снежную крепость.

    «Закончи предложение». Склонение ИС в ед. числе.

    Мы решили слепить снеговика. Мы приделали нос-морковку нашему … (снеговику). Мы показали соседям нашего … (снеговика).

    Мы играли со … (снеговиком).

    Мы рассказывали о …(снеговике).

    Итог: Какие вы молодцы ребята! Справились с заданиями. Какие игры вам больше всего понравились.