• Роль самовоспитания в нравственном развитии личности. Нравственное самовоспитание — основа гуманного развития личности Нравственное самовоспитание сотрудников правоохранительных органов

    Л. А. Щелкунова, В. И. Болдина

    Непременным условием воспитания (которому человек фактически подвержен всю свою жизнь) является система норм, от правил общественного поведения, морали и до формул принятого в обществе знания.

    Воспитание и самовоспитание нравственного сознания как совокупности нравственных взглядов, убеждений, отражающих систему моральных отношений, направлено на формирование сознательного отношения к своим действиям, ответственности за них и их последствия.

    Позиции и ориентации, посредством которых индивид вступает в отношение с миром, определяют суть его «внутреннего стандарта». Именно он выполняет функцию отбора идей, взглядов, ценных ориентаций, позиций – делает ВЫБОР. Важно, чтобы выбор был нравственным. Нравственно зрелая личность характеризуется высоким уровнем развития нравственных качеств.

    Она является носителем нравственного сознания, подкрепленного в поведении; отличается наличием так называемого этического иммунитета – устойчивостью перед соблазнами и явлениями безнравственного свойства.

    Человеческий индивид есть саморегулирующаяся и самоуправляющаяся система, функционирующая на основе собственных программ жизнеобеспечения и жизнедеятельности, которые вырабатываются в ходе непрерывного приспособления к природным, бытовым социальным условиям.

    Процесс саморегуляции может быть произвольным, управляемым сознательно. Все, что осознается человеком, может им анализироваться, контролироваться, регулироваться.

    Человек тем и отличается от животного, «что его инстинкт осознан» (Ф. Энгельс).

    Именно сознание определяет (проектирует) линию поведения человека, решает вопросы отношений и взаимодействий, вмешивается в регулирование эмоций, состояний, направляет процессы усвоения социального опыта, руководит формированием собственной личности, её деятельностью.

    Особенность сознания состоит в том, что оно может отвлечься от реальной «здесь и теперь» ситуации и руководствоваться значимыми для неё обра-зами. Эти образы служат психическим активатором, который дает начало внутренним эмоциональным, волевым, мыслительным процессам, а затем и адекватным видимым внешним проявлениям. Такими главными для человека образами, составляющими основу механизма самоуправления личности, являются его потребности, способности, направленность, Я – концепция. В составе этих механизмов есть как осознаваемые составляющие, так и неосознаваемые. Задача заключается в том, чтобы овладеть сознательным самоуправлением, саморегуляцией, расширить спектр осознаваемого в своем состоянии, эмоциях, поведении.

    Психологическая саморегуляция описана известной формулой С. Л. Рубинштейна о преломлении внешнего через внутреннее: «саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач».

    Самоуправление личности – процесс целенаправленных воздействий на себя, свою личность, ведущий к осуществлению целей и планов, а саморегуляция личности – это то же самоуправление, только в рамках заданных ситуаций.

    Самоуправление – процесс творческий, связан с созданием нового: постановкой новых целей, поиском решений и средств достижения целей. Акт самоуправления включает сознательную постановку цели, составление плана её достижения, исполнение действия, контроль результатов, коррекцию (целей, средств достижения, действий).

    Саморегуляция как самовлияние на личность действует изнутри личности.

    Она играет роль корректирующего механизма, может ослабить или усилить реакцию человека (эмоциональную, поведенческую, когнитивную) на внешние воздействия, обстоятельства.

    Саморегуляция может быть и долгосрочным процессом, направленным на изменение убеждений, установок, отношения к воздействующим причинам.

    Саморегуляция как самокоррекция личности проявляется в тех случаях, когда необходимо изменять не обстоятельства жизни, а себя, свои личностные позиции, ценности.

    Личностный уровень саморегуляции возможен лишь в случае развитой, зрелой личности. Он захватывает не только психические процессы и механизмы саморегуляции, но и ценностные структуры мировоспитания, мировоззрения личности.

    Самоорганизация, самовоспитание как средства личностного уровня саморегуляции могут иметь показателями своей развитости различные соответствия жизненных выборов (образа жизни, профессии, друзей и др.) индивидуальным особенностям и способностям личности.

    Такие соответствия предполагают, в свою очередь, высокий уровень самопознания личности, осознание своих ценностных ориентиров и не просто знание механизмов и путей саморегуляции (как самовлияния), а наличие сформированной установки и навыков саморегуляции, которые постоянно реализуются личностью в поведении, общении, деятельности.

    Таким образом, развитая сознательная саморегуляция является мощнейшим средством «делания себя». И здесь особенно актуализируется вопрос: «по какому образу?», «по какому подобию?».

    Задачи развития нравственного сознания и самосознания выходят на первый план и должны опережать развитие сознательной саморегуляции личности.

    Саморегуляция как неотъемлемая составляющая процессов развития личности (спутник, средство, цель – в зависимости от ситуации и задач развития) должна ставить задачи формирования нравственной правомерности выбора, доминантной установки-мотивации на нравственное самосовершенствование (А.А. Ухтомский).

    Придание индивидуального, личностного смысла мотивационно-целевым механизмам саморегуляции затрагивает проблемы этики, социальной психологии, отражает содержательную сторону индивидуального сознания.

    «Личностный смысл» саморегуляции заключается в том, насколько человек отождествляет с собственной личностью ту или иную идею, моральную норму, социальную ценность. Высокий уровень нравственного развития предполагает идентификацию личности с моральными нормами общества, общечеловеческими ценностями. Такая личность руководствуется своей совестью – сознательно принимает решения на основе общечеловеческих ценностей, обладает властью над своими желаниями, полноценно ориентируется во внешнем мире и в своих поступках, в построении своей жизненной стратегии.

    Лоренс Колберг, продолжая эксперименты Ж. Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста, изучал развитие морального сознания личности. Используя метод нравственных дилемм, Колберг предложил шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характеристике причин, побуждающих человека к тому или другому действию.

    Почему человек ведет себя правильно?

    1-й уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду (подстроиться).

    2-й уровень. Чтобы все хорошо обо мне думали, другие и я сам (казаться).

    3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества (подчиняться).

    4-й высший уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах (быть самим собой).

    Эти уровни нравственного поведения и представляют уровни нравственной саморегуляции.

    Метод диалемм направлен на включение учащегося в систему новых для него отношений. У каждого человека должен накапливаться опыт социально полезного поведения; опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, нравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя безнравственно. Для этого необходим «труд души» (В.А. Сухомлинский), организация работы над собой. В условиях аудиторного занятия это может быть рассмотрение упражнений по формированию у учащихся способности к суждениям на основе принципа справедливости, решение так называемых дилемм Колберга.

    Метод дилемм заключается в совместном обсуждении учащимися моральных дилемм. Это рассказы, содержащие сложные конфликты морального порядка, требующие разрешения. По каждой дилемме можно определить уровень морально-ценностной ориентации человека.

    Уровень нравственной саморегуляции личности определяется не по тому, как мы относимся к чему-либо (одобряем/осуждаем), а тем, понимаем ли мы, почему был дан именно такой ответ, умеем ли объяснить причину своего поведения.

    В ряде психологических исследований была показана взаимосвязь между уровнем моральных суждений и реальным нравственным поведением, причем у детей она выражена в большей степени, чем у взрослых.

    Метод моральных дилемм не предполагает наличия примеров как готовых образцов правильного поведения. Уяснение причин своего выбора, творческое размышление о них укрепляют нравственную позицию, взгляды и убеждения личности, способствуют формированию её нравственного сознания.

    Список литературы

    1. Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Управляй собой. М.: Народное образование. 2001. Сер. Самосовершенствование личности.

    2. Соина О.С. Этика самосовершенствования. М.: Знание, 1990.

    3. Рожков М. И., Байбородова Л.В. Воспитание учащихся: теория и методика. Ярославль, 2002.

    Древняя истина Аристотеля: «… В нашей власти быть нравственными или порочными людьми».

    Нравственное самовоспитание существует как неотъемлемая часть нравственного воспитания. Здесь проявляется активность сознания. Работая классным руководителем много лет, всеми путями стараюсь воспитать у учащихся способность к самопознанию и самооценке. Так, на одном из классных часов, я заострила внимание ребят на смысле пословиц: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «ум хорошо, а два лучше. Подчеркнула, что в них звучит призыву к осмотрительности, обдуманности своих действий. Они предостерегают от излишней самоуверенности и бесшабашности, которые ни к чему хорошему не ведут. В качестве примера человека, самым серьёзным образом сознательно занимавшегося самовоспитанием, я называю А. П. Чехова: «Надо себя дрессировать», - писал он. Отвечая на вопросы одной из анкет, ребята поняли, что нравственное самовоспитание не то же самое, что и нравственное самосовершенствование. Ведь человек в принципе может сознательно воспитывать в себе и такие нравственные качества, которые не делают его более совершенным именно как человека, а, наоборот, обесчеловечивают его, делают вредным и опасным. Меня всегда тревожат беспрекословно послушные дети, потому что ожидается их превращение в беспрекословных послушных взрослых. Очень тихих, очень исполнительных и вовсе лишённых готовности проявить инициативу, отстаивать свои убеждения, выступая за правого, разоблачать виноватого, увлечься… Вот и выходит, приучая детей к послушанию, должны мы вырастить непослушных. Но и в послушании есть две стороны. Один из учеников часто прогуливал уроки, не выполнял требования директора постричься, долго не мог сменить модные джинсы на обычные брюки. Он думал, что таким способом он отстаивает личность. Долго беседуя с ним, я доказала, что не понимает он, что в личности главное. На помощь пришли книги, вырезки из газет, примеры их жизни. Я всегда стараюсь быть не командиром, а советчиком и помощником для ребят. Работая над вопросом нравственного самовоспитания, в конечном счете, я спрашиваю себя, как разбудить тот внутренний голос, который остановит мальчишку, бросающего камень в окно проходящего поезда, вытаптывающего грядки на чужой даче. Как воспитать то, что мы называем совестью?

    Совесть - разность между тем поведением, каким оно должно быть в представлении человека, и тем, какое оно есть на самом деле. И поэтому голос совести звучит лишь тогда, когда человек ощутит эту разность. Поэтому-то очень часто бывают бесполезными обращения к совести молодцов, ревущих песни в ночном дворе. У них не сформировалось представление о поведении. «С совестью надо научиться разговаривать, - повторяю я ученикам. - Прежде чем уснуть, вспомни, что хорошего ты сделал за день, вспомни и то, о чём вспомнить не хотелось бы!».

    Основными правилами самовоспитания выбрали мои ученики на одном из классных собраний, мудрые заповеди В. А. Сухомлинского: «Сущность самовоспитания заключается в том, чтобы уметь заставить себя», «Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляя себя делать то, чего не хочется, но надо. Долженствование - главный источник воли. Подавляйте в себе малейшие признание слабоволия» и т. д.

    Воспитывая, воспитывай себя - это формула непререкаема, потому, что воспитание не может быть процессом односторонним. И у воспитанников, и у воспитателя могут быть свои правды свои резоны. И мы ищем путь к истине вместе.

    А если лживость уже проникла в поры растущего человека? Универсального лекарства тут нет. Каждый раз приходится создавать его заново. Но две составляющие обязательны - разъяснение и доверие. И ещё одну хочется назвать - это ставка на чувство справедливости, порой искажённой, но справедливости. Самому отпетому подростку можно объяснить, что он поступил несправедливо. Я много раз убеждалась в том, как сильно действует этот простой довод, если его привести спокойно, без раздражения.

    В самооценке ребёнка очень важно я считаю формулу « Я никогда не накажу тебя, если ты скажешь правду, какой бы она не была, и буду презирать тебя, если ты солжёшь». В конце концов, эта формула срабатывает обязательно.

    Одним из важных факторов, способствующих возрастанию роли самовоспитания и самообразования, является творческое отношение к труду. Будь то учёба или обыкновенный «субботник».

    Мне всегда нужна родительская поддержка. Единство родителей и учителей - одно из незыблемых моих правил. Чтобы лучше знать родителей, повернуть их лицом к своим детям, предлагаю тест, составленный английским психологом Г. Пэйном.

    Вот некоторые вопросы из него:

    1. Вы видите в своих детях:

    А. Людей, равных вам?

    Б. Тех, кто может помочь вам заново пережить вашу молодость?

    В. Маленьких взрослых?

    Г. Тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?

    2. При споре с детьми вы:

    А. Редко говорите, что они ошибаются.

    Б. Соглашаетесь изменить позицию.

    В.Оставляете последнее слова за детьми, не желая ссориться.

    Г. Соглашаетесь, если они правы.

    Всего дано 12 вопросов. Результаты бывают самыми неожиданными и побуждают к размышлениям.

    Тесты проводятся и по другим темам. Часты в классе собрания-диспуты.

    Так, на одном их них были подведены итоги игры, которая проводилась на классном часе «Мы выбираем, нас выбирают». Эта игра дала ребятам толчок для самоанализа. Никто не остался равнодушным к тому, что узнал о себе, о своих детях.

    С интересом слушали родители итоги психологического практикума по теме «Личность», где ребята определяли свой темперамент по методике А. Белова. «Каждый человек - это огромный звёздный мир», - повторяем мы часто. Но ведь звёздный мир не только огромен. Он постоянно изменяется. Хотим мы или не хотим, но наше каждодневное поведение накладывает на детей свой отпечаток. Но только одного не принимает юная душа - грубого нажима.

    Гуманную личность можно воспитать лишь нравственными средствами. Требуя что-либо от другого, требуй этого же и от себя. И если мы говорим о необходимости единства действий, то здесь мы должны понимать, прежде всего, единство с нашими воспитанниками. А в основу, кладу любовь и стремление к взаимоотношению.

    Разговор о том, что между семьёй и классным руководителем должна быть глубокая дружба в вопросах воспитания детей далеко не нов, но остаётся всегда злободневным.

    Ребёнка невозможно делить на сферы влияния: скажем, школа содействует его и правильному выбору профессии, а семья занимается его характером. Это разделение сугубо условное, и именно оно объясняет многие педагогические неудачи.

    Чтобы определить воспитательный потенциал семьи, я стараюсь как можно больше узнать о родителях: изучаю условия каждой семьи, выясняю, где работают родители, как проводят свой досуг. Затем разрабатывается методика правильного общения между родителями и классным руководителем. Обычно оно не сводится только к родительским собраниям, где речь идёт только об учёбе. Взаимодействие семьи и школы проявляется в классе в разных сферах. Здесь и участие родителей в оформлении кабинетов, выступления родителей на собраниях по профориентации, военно-патриотической тематике, проблемам нравственности, участие в общих праздниках, соревнованиях класса.

    Участие родителей в делах класса активизировало и деятельность родительского комитета. Повысилась роль родительских собраний в воспитании учащихся. Так на родительских собраниях часто возникает разговор о трудовой активности детей, о том, чему научился ребёнок в школе, дома. Родители обмениваются опытом семейного воспитания. Естественно, такие встречи помогают родителям определить правильно взаимоотношение с детьми, повышают их педагогическую культуру.

    Совместная работа с родителями открывает возможности для профориентационной работы. С помощью них организуются экскурсии на предприятия, выставки, посвящённые профессиям, встречи с интересными людьми. И результат налицо: из 19 выпускников 2007 года 16 стали студентами вузов, пятеро из них по окончании будут работать на селе.

    Чтобы родители были постоянно информированы, как их дети участвуют в общественной жизни класса, я внедрила в практику своей работы «Личную книжку учащегося». В ней совет отряда записывает о личных достижениях школьника в труде, спорте.

    «Личная книжка учащегося» адресована и родителям: в ней имеется перечень трудовых умений и навыков, которыми школьник должен овладеть под руководством взрослых: «умей пришить заплату, научись ухаживать за младшими, знай, как ухаживать за верхней одеждой, умей гладить и складывать бельё» и т. д.

    В «Книжке» есть и такие задания: учись интересно рассказывать дома о своей жизни в школе, веди каталог домашней библиотеки, обсуждай с домашними прочитанные книги.

    Для меня не так важно, кто и к кому первым обратился за помощью и советом - учитель к родителям или они к педагогам. Здесь обе стороны должны работать в унисон. Здесь не нужны рецепты, наборы педагогических рекомендаций - их будет порождать сама жизнь, совместный поиск.

    Удивительно точно выразил эту идею «Без семьи… мы были бессильны… Безграничное уважение и доверие к школе - вот что главное для коллектива наших родителей».

    Мой опыт работы убеждает: постоянный контакт между учителем и родителями положительно влияет на учебно-воспитательный процесс в школе, и дома, помогает включать детей в ситуации выбора, оценивать свои действия, поступки, вовлекать в творчество.

    Admin

    Чтобы скачать материал или !

    Формирование и развитие нравственной культуры личности происходит под действием различных факторов объективного и субъективного порядка. При этом роль субъективного фактора закономерно возрастает. В силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобразованиями общества, основой нравственной стороны специалиста становится его самовоспитание. Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С самовоспитанием связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических качеств. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему развитию личности специалиста, придает целеустремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учебы.

    При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов.

    Действенность нравственного воспитания обеспечивается только тогда, когда внешнее моральное воздействие дополняется внутренней активностью воспитуемого, его самовоспитанием, стремлением следовать высшим предписаниям морального порядка, развивать в себе качества, необходимые для полноценной нравственной жизни.

    Нравственное самовоспитание - это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития человеком положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это - постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.

    Задача профессорско-преподавательского состава, руководства курсов и факультетов состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовоспитания слушателей и будущих специалистов. Организация и осуществление нравственного самовоспитания включает: изучение специалистом общезначимых социально-качественных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности в его профессии; самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и возможностей; планирование работы над собой, постановку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовоспитания; изучение практики самовоспитания выдающихся личностей -- представителей избранной профессии, педагогов, мыслителей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собственной активности во всех сферах деятельности.

    Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание - одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание).

    Закономерности нравственного самовоспитания можно условно разделить на внешние и внутренние. К первым из них относится обусловленность самовоспитания социальной средой, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социальным опытом. Ко вторым -- зависимость самовоспитания от потребностей и интересов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов.

    В целом социальная среда определяет направленность и характер, идеалы и перспективы, цели и средства, методы и приемы нравственного самовоспитания. Однако связь среды и нравственного самовоспитания не является однозначной: личность может культивировать в себе порочные качества отживших социальных отношений либо в своем усовершенствовании подниматься выше социального окружения.

    Существующая связь социальной среды и нравственного самовоспитания находит свое преломление, в зависимости самовоспитания сотрудников от сплоченности и зрелости рабочего коллектива: чем более сплочен и зрел этот коллектив, тем выше уровень нравственного самовоспитания его членов, и наоборот. Отсюда вытекает важный методологический принцип воспитывать себя в коллективе и через коллектив. Общесоциологические формы проявления этой закономерности (соперничество, заражение, подражание, внушение и др.) трансформируются в соответствующие принципы нравственного самовоспитания сотрудников.

    Влияние на человека всех общественных отношений осуществляется не непосредственно, а в процессе деятельного соотношения его со средой.

    Из закономерной зависимости нравственного самовоспитания от жизнедеятельности личности вытекают два важнейших принципа: а) принцип использования для нравственного самовоспитания всех повседневных жизненных обстоятельств, б) принцип опосредованного импульса - введение субъекта нравственного самовоспитания в такую обстановку, которая бы требовала определенной деятельности как основы выработки соответствующих качеств. По замечанию А.С. Макаренко, нельзя воспитать мужественного человека, не поставив его в такие условия, в которых бы он мог проявить мужество.

    Гармоническое самовоспитание, предполагая всестороннюю деятельность, требует соответствующих (всесторонних) знаний. Следует заметить, что самовоспитание зависит от познания окружающей действительности - от уровня знаний, образования, эрудиции, духовной культуры будущего сотрудника. Как отмечал Гегель, образованный человек чувствует глубже и в то же время превосходит необразованного властью над своим чувством.

    Закономерная зависимость нравственного самовоспитания от потребностей носит интегральный характер: при ближайшем рассмотрении она обнаруживает целый ряд новых внутренних связей. Дело в том, что потребность, осознаваясь, трансформируется в интерес, а интерес заключает в себе мотивы и цели, идеи и идеалы. Поэтому правомерно говорить о существенной зависимости нравственного самовоспитания от мотивов и целей, идей и идеалов личности.

    1.3. Нравственный идеал и самовоспитание.

    В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности школьника, который должен соответствовать следующим показателям:

    · трудолюбие;

    · творческое отношение к труду;

    · высокая культура поведения.

    В своей статье "О нравственном воспитании учащихся" Л.А.Замыко, А.А.Назаренко дают некоторые полезные советы:

    работа по нравственному воспитанию учащихся результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

    Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию предполагает формирование социального эталона личности в учебно-воспитательной работе школы, организацию жизни коллектива на принципах гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего нравственного самосовершенствования.

    1.4. От воспитания к самовоспитанию.

    В книге А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” говорится, что в младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.

    А.И.Кочетов предлагает правила способствующие самовоспитанию:

    Пять “надо”:

    1. Всегда помогать родителям.

    2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.

    3. Быть честным.

    4. Подчинять личные интересы коллективным.

    5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

    Пять “можно”:

    1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.

    2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

    3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится!

    4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.

    5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

    Это нужно тебе самому!

    1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.

    2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

    3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.

    4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

    5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

    Этого делать нельзя!

    1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

    2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

    3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

    4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.

    5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

    Пять “хорошо”:

    1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)

    2. Планировать каждый свой день.

    3. Оценивать свои поступки.

    4. Сначала думать, а потом делать.

    5. Браться вначале за самые трудные дела.

    Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок приучается жить в соответствии с пятью “надо”. Это означает, что к нему предъявляются повышенные требования при выполнении именно данных правил. Одновременно указывается, что нельзя делать и почему. Через некоторое время можно подключать пять “хорошо”, поскольку они значительно сложнее для понимания и приучения.

    1.5. Как работать над собой.

    А.И.Кочетов в своих работах предлагает учащимся конкретный план работы над собой.

    Как работать над собой.

    1-й этап. Определи общественную цель и смысл своей жизни.

    Мой нравственный идеал.

    1. Девиз жизни.

    2. Конечная цель моих стремлений и деятельности.

    3. Что люблю в людях и что ненавижу.

    4. Духовные ценности человека.

    2-й этап. Познай самого себя.

    Какой я есть.

    1. Мои достоинства.

    2. Мои недостатки.

    3. Мои интересы и увлечения.

    4. Цель моей жизни.

    5. Отношение к учебе.

    6. Отношение к труду.

    7. Отношение к людям.

    Объективная самооценка.

    3-й этап. Определи программу самовоспитания.

    Каким я должен стать.

    1. Требование ко мне родителей и учителей.

    2. Требования ко мне товарищей, коллектива.

    3. Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки. Программа самовоспитания.

    4-й этап. Создать свой образ жизни.

    1. Распорядок дня.

    2. Бережное отношение ко времени.

    3. Гигиена труда и отдыха.

    4. Правила жизни.

    5-й этап. Тренируй себя, вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки.

    Тренировки, упражнения.

    1. Самообязательства.

    2. Задания самому себе на день, неделю, месяц.

    3. Самоубеждение.

    4. Самопринуждение.

    5. Самообладание.

    6. Самоприказ.

    6-й этап. Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания.

    Самоконтроль.

    1. Самоанализ и самооценка

    работы над собой.

    2. Самопоощрение или самонаказание.

    3. Совершенствование программы самовоспитания.

    1.6. Идеал личности.

    а) Человек

    · гуманист

    · демократ

    · труженик

    · интеллигент

    · творческая личность

    · оптимист

    · борец за социальную справедливость

    б) Качества мужчины

    · привлекательность

    · верность

    · мужественность

    · мастеровитость

    · деликатность

    · взаимопонимание

    в) Качества гражданина

    · коллективизм

    · интернационализм

    · патриотизм

    · национальная честь и достоинство

    · совесть

    · мужество

    · ответственность

    г) Качество женщины

    · обаятельность

    · верность

    · женственность

    · хозяйственность

    · уступчивость

    · взаимопонимание

    д) Черты специалиста

    · профессиональная компетентность

    · высокая работоспособность

    · организованность и деловитость

    · деловое сотрудничество и самодисциплина

    · требовательность к себе и другим

    · культура труда и бережливость

    · потребность к самообразованию,

    · в самосовершенствовании.

    1.7. Материалы по самопознанию школьника.

    В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.

    Что дает человеку знание самого себя?

    1. Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.

    2. Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.

    3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.

    4. Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.

    5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.

    Пути самопознания

    1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.

    2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.

    3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:

    · если критикует один - задумайтесь,

    · если два - проанализируйте свое поведение,

    · если три - переделывайте себя.

    4. Сравнивайте свое мнение с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.

    1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза.

    Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.

    Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.

    Молодежь сегодня оказалась в кризисной ситуации. Вместе с крушением системы общественного строя и нравственных идеалов, рухнули многие традиционные нормы и способы поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся вечными, критерии жизни.

    Происходит резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают значительное, не всегда позитивное, влияние на личность ученика. По этому, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.


    2. Специальная часть

    Из жизненного опыта вынесена необходимость каждому человеку заниматься своим усовершенствованием, а значит была вынесена и теория самовоспитания. Но, так как все в мире пребывает в непрерывном развитии, то, естественно, нуждается в своей дальнейшей корректировке.

    Чтобы предугадать, что нужно изменить в теории или какие нужно ввести дополнения, я посчитала нужным провести такие методики исследования как анкетирование и интервьюирование. По материалам, собранным в результате анкетирования я увидела уровень самовоспитания у учащихся, а проведя интервью узнала, как классные руководители занимаются проблемой самовоспитания, ведется ли систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании.

    Свое исследование я проводила в средней школе №3 г. Полярные Зори.

    2.1. Интервью с классными руководителями

    Классным руководителям были заданы следующие вопросы:

    1. Ведется ли Вами систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании?

    2. Стараетесь ли Вы привить учащимся нормы морали? Что для этого делается?

    3. Проводятся ли в Вашем классе беседы, диспуты, вечера, встречи, экскурсии и другие мероприятия, повышающие нравственный уровень учащихся и дающие ярко-выраженную установку на самовоспитание?

    4. Проводите ли Вы индивидуальные беседы с учащимися?

    5. Существуют ли у Вас собственные программы по формированию у детей потребности в самовоспитании?

    После проведения интервью, мною были сделаны следующие выводы.

    Некоторые классные руководители школы №3 города Полярные Зори недостаточно подготовлены по вопросам теории и методики руководства самовоспитанием учащихся, слабо ведется систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании и привитию соответствующих наыков поведения.

    Для руководства самовоспитанием, по моему мнению, учителю необходимо представлять структуру компонентов этого процесса, мотивы, которые побуждают подростка работать над собой, важно помочь найти такую деятельность, в которой воспитанник занимал бы активную позицию, что выявляло бы недостаток каких-либо важных качеств и, тем самым, побуждало бы к работе над собой.

    Классные руководители, работающие в школе много лет имеют свои программы по руководству процессом самовоспитания.

    Так, например классный руководитель Садилова Т.А. ставит перед собой следующие задачи:

    1. Стимулировать у учащихся интерес к собственному внутреннему миру, желание совершенствовать себя как личность.

    2. Вооружить школьников системой знаний по вопросам самовоспитания.

    3. Вооружить учащихся методикой самовоспитания.

    Целенаправленная работа в данном плане позволила выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием:

    I этап – побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств.

    II этап – оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей жизни, познание своих положительных качеств и недостатков (при условии, что у учащихся есть желание стать лучше).

    III этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в себе и от чего избавиться).

    IV этап – Вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт характера, качеств личности.

    V этап – самоконтроль.

    Богомолова О.А. считает, что нравственное воспитание и формирование нравственного опыта невозможно без глубокого понимания норм морали, без формирования правильных представлений о моральных качествах. Учащиеся должны уметь не только определять, что хорошо, а что плохо, но и оценивать свое поведение, свой характер, свои силы и способности, свои недостатки и достоинства. Для этого в течении работы с детьми использовались такие воспитательные беседы:

    1. Что в человеке главное?

    2. Что мы знаем о себе?

    3. Кто добивается цели?

    4. Сотвори себя сам.

    5. Как создавать характер?

    6. О привычках полезных и вредных.

    7. Как преодолеть свои недостатки?

    8. Мои недостатки – мои враги, мои достоинства – мои друзья.

    9. Каковы преимущества дисциплинированного человека?

    10. Что такое самовоспитание?

    11. Можно ли изменить свой характер?

    12. О силе воли, настойчивости и упрямстве.

    13. Как создавать характер?

    14. Принципиальность и равнодушие.

    15. О самовоспитании трудолюбия и борьбе с ленью.

    Старосек Н.И. работает учителем русского языка и литературы. На своих уроках она часто проводит беседы, диспуты о жизни замечательных людей, большое внимание уделяет методам их работы над собой. Например использует письма А.П. Чехова брату Николаю и его рекомендации по нравственному самовоспитанию; личные правила по самовоспитанию, составленные Ушинским. Живой интерес у школьников вызывает титаническая работа Л.Н. Толстого над собой, его требовательность к себе и своим произведениям, знакомство с его программой самовоспитания.

    Для повышения нравственного уровня учащихся классными руководителями организуются всевозможные вечера, игры, диспуты, экскурсии. Детям очень нравятся встречи с поэтами и учителя стараются приглашать их как можно чаще.

    Организуются такие внутришкольные игры как “Брэйн-ринг”, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Колесо истории”, “Угадай мелодию”.

    В классах организуются всевозможные литературные вечера, на которых ученики читают стихи, ставят всевозможные сценки, небольшие пьессы.

    Все классные руководители единогласно считают, что индивидуальные беседы с учащимися играют большую роль, особенно тогда, когда у подростков появляется чувство недовольства собой, своим поведением, действиями. С помощью взрослых они начинают анализировать собственное поведение. Такие беседы требуют особого педагогического такта, полного доверия и уважения между учителем и учеником. Беседы не должны носить нравоучительного характера, содержать готовые выводы, педагогическую оценку поступков, действий, а должны заставлять самого подростка осмыслить свое поведение, поверить в необходимость и возможность преодоления отрицательного в себе.

    Собственные программы по формированию у детей потребности в самовоспитании существуют почти у каждого классного руководителя. Например Кустова А.П. проводит со своими учениками диспуты на темы:

    1. Можем ли мы совершать большие и нужные дела?

    2. Подвиг – мгновение или жизнь?

    3. В чем красота человека?

    4. Кто оставляет добрый след в жизни?

    5. Всякое ли дело может быть интересным?

    6. Нужны ли современному человеку скромность и обходительность?

    7. Как стать интересным человеком?

    8. Какого человека можно назвать красивым?

    9. Хочу и надо.

    10. Имеет ли человек право жить с недостатками?

    11. В человеке все должно быть прекрасно.

    Диспуты вызывают духовную активность, затрагивают эмоции подростков и способствуют выявлению их готовности к самовоспитанию. В ходе обсуждений, споров формируются моральные оценки, что способствует утверждению навыков самоконтроля.

    На мой взгляд, диспуты являются сложной формой работы, так как требуют определенного уровня самосознания и предварительной подготовки.

    Некоторые классные руководители используют в работе вопросник для устных или письменных обсуждений. По ответам на вопросы учитель может сделать вывод о нравственных представлениях у школьников.

    Вопросы могут быть такого характера:

    1. Иногда, характеризуя человека, говорят: “хороший человек”, “плохой человек”. Назовите качества, свойственные, по вашему мнению, хорошему человеку, плохому человеку.

    2. Согласны ли вы с мнением, что каждый человек может быть хорошим?

    3. Довольны ли вы собой или считаете необходимым освободиться от каких-то недостатков, назовите от каких?

    4. Каким вы хотели бы видеть себя через 5 – 10 лет?

    5. Кто является для вас образцом жизни и поведения?

    6. Стремитесь ли вы уже сейчас воспитывать желаемые качества и как это делаете?

    Богомолова О.А. практикует так называемые самохарактеристики и дает учащимся схему самоанализа. Она предлагает ученикам следующий опросник:

    1. Твой внешний вид.

    2. Убеждения и идеалы (Есть ли у тебя принципы в жизни и какие? О чем ты мечтаешь?).

    3. Способности и интересы (Что тебя интересует больше всего, что у тебя получается лучше, какие книги ты читаешь?).

    4. Отношение к труду (Какую работу ты выполняешь с удовольствием, какие виды труда вызывают у тебя раздражение? Имеешь ли ты постоянную трудовую обязанность в семье?).

    5. Нравственно-волевые качества (Какие качества людей ты считаешь самыми ценными; какие отрицательными? Кто твой любимый литературный герой, киногерой? Кому и в чем ты хотел бы подражать? Каких качеств у окружающих тебя людей больше: положительных или отрицательных?).

    Одним из средств является составление планов работы над собой и программ, которые дают возможность конкретно планировать организацию процесса самовоспитания.

    Самостоятельное планирование работы над собой – процесс трудный, требующий определенных навыков, поэтому необходимо целенаправленное педагогическое руководство.

    Учительница Кустова А.П. после диспута “В человеке все должно быть прекрасно”, в ходе которого стало ясно, что грубость несовместима с уважением к себе, совместно с ребятами наметила следующие пути искоренения этой отрицательной черты характера:

    1. Бросить жаргонные слова.

    2. Быть вежливым и внимательным друг к другу.

    3. Приучить себя к хорошим манерам.

    4. В общественных местах разговаривать не повышая голоса.

    5. Всегда помнить, что вокруг нас люди и владеть “волшебными” словами; мы и сами можем стать волшебниками среди людей.

    6. Всегда здороваться и быть внимательными к окружающим, знакомым и друзьям

    7. Стараться всегда и везде проявлять высокую дисциплинированность.

    Классный руководитель должен помочь детям решить, каких результатов необходимо добиться, какие недостатки исправить. Когда осознана необходимость самовоспитания, определены ее цели, задачи и составлена программа работы над собой, необходима организация упражнений для развития определенных качеств личности.

    Работа над собой идет успешно, если учащиеся овладевают специальными приемами самовоспитания.

    Процесс самовоспитания протекает индивидуально. Однако, по моему мнению, коллектив при этом играет весьма важную роль. Так как в коллективе ученик находит образцы для подражания, познает себя, в коллективе его оценивают. Помощь коллектива выражается в том, что учащиеся принимают коллективные обязательства, не выполнить которые гораздо труднее, чем обязательства, взятые индивидуально.

    Учитель должен объяснить детям, что никакие благие намерения, клятвы и хорошие планы самовоспитания не дадут результата, если человек не будет воспитывать себя в деятельности, в процессе продолжения трудностей. Поэтому при организации самовоспитания центральное место должно занимать развитие способностей у учащихся к волевому усилию, напряжению, чтобы всякое разумное решение переходило в действие. Отсутствие необходимых волевых качеств мешает претворению в жизнь самых лучших планов.

    Молодые классные руководители, имеющие небольшой опыт работы, используют схему самоанализа, предложенную В.Б. Бондаревским:

    1. Можешь ли ты сказать о себе, что ты человек общительный? Не забывай, что общительный человек легко устанавливает контакты с людьми, вносит оживление в любую скучную кампанию, всегда предпочитает общество, не любит оставаться один.

    2. Хорошо ли ты знаешь людей? Если да, то можешь без труда охарактеризовать деловые и личные качества товарищей по классу. Придумай несколько сложных, но типичных ситуаций и попытайся представить, как поведет себя в них каждый ученик твоего класса, твои товарищи и друзья, ты сам.

    После интервью с классными руководителями я сделала для себя выводы, что в школе №3 города Полярные Зори проблемам самовоспитания уделяется большое внимание. Учителя разрабатывают свои программы организации самовоспитания, проводят всевозможные мероприятия. Они стараются научить ребят сдерживать себя, контролировать свои чувства, ставить конкретные задачи по преодолению отрицательных черт и развитию положительных.

    2.2. Анкетирование

    Чтобы убедиться в эффективности работы, которую проводят классные руководители я провела анкетирование в 9“А” классе школы №3 города Полярные Зори. Анкетирование помогло мне увидеть уровень самовоспитания у этих ребят.

    Анализ анкет, которые были предложены учащимся 9 класса свидетельствуют о том, что старшие подростки стараются серьезнее всматриваться в себя, склонны более критично относиться к своим недостаткам. И главная заслуга этого, на мой взгляд, - систематическая работа классного руководителя по формированию потребности в самовоспитании.

    Анкета

    1. За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие положительные качества они у тебя отмечают?

    2. Какие положительные качества ты стремишься у себя выработать в настоящее время?

    3. Какие недостатки доставляют тебе наибольшие неприятности?

    4. Как ты стремишься их преодолеть?

    5. В какой области ты хотел бы овладеть умениями и навыками работы над собой?

    Анализ анкет

    Анализ результатов анкет, которые были предложены учащимся позволяет сделать некоторые выводы.

    На вопрос: “За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие положительные качества они у тебя отмечают?” были получены следующие ответы:

    1. За верность в дружбе, доброту;

    2. За чувство юмора;

    3. За активность;

    4. За честность;

    5. За целеустремленность.

    Положительные качества, которые ребята хотели бы выработать это:

    1. Силу воли;

    2. Усидчивость;

    3. Храбрость;

    5. Трудолюбие;

    6. Стойкость.

    7. “Хочу стать более серьезным”;

    8. “Желание понять товарищей и поддержать в трудную минуту”.

    Ребята называют такие недостатки, которые доставляют наибольшие неприятности:

    2. Забывчивость, рассеянность, невнимательность;

    3. Доверчивость;

    4. Неустойчивость характера;

    5. Вспыльчивость;

    6. Упрямство.

    Но есть ответы: “никакие”, “не знаю”.

    На вопрос “Как ты стремишься их преодолеть?” некоторые ребята ответили, что развивают в себе силу воли, стараются преодолеть трудности, больше работать над собой, больше общаться с людьми. Но, к сожалению, большая часть ребят ответила, что “не знают, как это сделать”, “никак”, “как нибудь”.

    Эти данные показывают что все ученики стараются анализировать свой характер, свою деятетельность, поведение. Но, на мой взгляд, некоторые учащиеся преувеличивают свои недостатки и приходят к ложному выводу о своей неспособности ни к чему. Таким ребятам следует объяснить, что только при правильной оценке качеств и свойств своей личности, при наличии веры в свои силы можно составить реальную программу самовоспитания, развить свои способности, искоренить недостатки.

    Ребят в первую очередь необходимо учить наблюдать за собой, объективному анализу своей деятельности.

    А в остальном, без сомнения, видна кропотливая работа классного руководителя. Дети осознают потребность в самовоспитании, понимают, что человек сам создает себя, сам творец своего характера.


    Заключение

    Итак, самовоспитание – педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Я попыталась выделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания.

    Во–первых это осознание учениками своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом этапе классный руководитель помогает учащимся осознать свои положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих недостатков.

    Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха.

    В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает.

    В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

    В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

    Таким образом, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.


    Список используемой литературы

    1. Дэйл Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”, Ленинград, 1992

    2. Кочетов А.И. “Как заниматься самовоспитанием”, Мн., Выш. шк., 1986

    3. Кочетов А.И. “Воспитай себя”, Мн., Нар. асвета, 1982

    4. Кочетов А.И. “Организация самовоспитания школьников”, Мн., Нар. асвета, 1990

    5. Кочетов А.И. “Личность воспитывает себя”, М., Политиздат, 1983

    6. Орлов Ю.М. “Самопознание и самовоспитание”, М., Просвещение, 1987


    Приложение


    Возможности. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача воспитателя. Исследование темы «Роль воспитания в социализации учащихся начального профессионального образования» позволяет подтвердить гипотезу, поставленную во введении данной работы, социализация личности будет проходить более продуктивно при условиях: управления процессом социализации целенаправленной организации...

    Каждом рисунке испытуемых присутствует как минимум два человека. Заключение Целью данного исследования было: выявить влияние здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших школьников в условиях временного коллектива. Мы предположили, что здоровьесберегающий подход в организации воспитательной работы с младшими школьниками...

    Систему межличностных и деловых отношений в классе. 1.4 Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников. Основным средством обучения и воспитания, ведущим фактором формирования и развития личности является общение. В процессе учебной деятельности ребёнок выступает как субъект и как объект общения. В процессе учебной...

    Развивать чувство личности. Включение индивида в активную социально-психологическую деятельность (общение, учебная деятельность, труд) является одним из условий формирования личности подростка, обуславливающим его дальнейшее поведение и профессиональный выбор. Этап П. Диагностика личностной направленности. Исследование личностной направленности подростков осуществлялось на основе методики ДДО (...

    Самовоспитание выступает важнейшим фактором нравственного воспитания личности. Роль субъективного фактора в воспитании в большинстве ситуаций является ведущей! Воспитание становится управлением самовоспитанием. Опыт педагогических наблюдений показал, что нравственные качества личности само - воспитываются в 2-3раза быстрее и являются в 50! раз более прочными, чем в односторонней ситуации обучения.

    Воспитательная работа побуждает сотрудников к самовоспитанию как самостоятельной функции, подкрепляет их мотивы и усилия, направленные на формирование своей личности. Несмотря на своеобразие каждой функции, они проявляются в единстве.1 Без самовоспитания вся воспитательная работа, проводимая в органах внутренних дел, будет малоэффективной, формальной. Отсутствие самовоспитания – и перед нами пассивная личность, которая не способна выдержать нагрузки экстремального характера, сложные условия работы и жизни. Высокоморальным специалист становится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, которое не берётся напрокат, а вырабатывается самостоятельно. Нравственное развитие только тогда может быть эффективным, когда господствует принцип: "Я должен воспитывать себя сам". И, напротив, нельзя ждать успехов там, где действуют по принципу: "Меня должны воспитывать". Ведь совершенствование личности в значительной степени обеспечивается за счёт самовоспитания. Нравственное самовоспитание - это активный, сознательный, целеустремлённый процесс формирования и развития сотрудником положительных и искоренение отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это - постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту.

    Между процессами нравственного самовоспитания нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность и взаимообусловленность. Они относятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание - одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Условия, как известно, играют большую роль в любом процессе, но источником развития являются всё же внутренние противоречия. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, и это необходимо учитывать в процессе формирования личности специалиста правоохранительных органов. Действительно воспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания. Исходя из этого, следует, в частности, определить и задачи воспитания в правоохранительных учебных заведениях: они давать будущим специалистам умение вырабатывать самим нравственные устои, побуждать и развивать в них желание совершенствоваться. Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться, прежде всего, как управление самовоспитанием. В этом - один из важнейших принципов формирования личности специалиста правоохранительных органов.

    Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С ним связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических и боевых качеств, выработка устойчивости к антиобщественным и аморальным явлениям. Оно вызывает потребность к всестороннему развитию личности сотрудника, придаёт целеустремлённость, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учёбы.

    Эффективность воспитательной работы зависит, как известно, не только от отношения человека к ней, но и от его отношения к самому себе, к своему труду. Отечественный психолог и философ С.Л. Рубинштейн писал: Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей. Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии её стимулировать и направлять. 1

    Этапы самовоспитания: превращение этических знаний в лично-значимые ценности, придание им личного смысла, второй этап: выработка у себя нравственных привычек: привычки не лгать, быть добросовестным в порученных делах, привычка доводить до конца начатое дело и др. Третий этап: образование нравственных чувств и потребностей: чувства ответственности, чувства гордости за сделанное дело, потребности не лгать, потребности доводить начатое дело до конца и др..

    Нравственное самовоспитание курсантов в рамках учебного процесса, совмещенного со службой, военизированного режима, уставного порядка, требует постоянного повышенного напряжения физических и духовных сил. Поэтому задача командиров всех уровней развивать формы индивидуального и коллективного самовоспитания. Учебная деятельность, являющаяся для курсанта основной, содержит колоссальные возможности для самовоспитания: воспитания в себе ответственности, терпения, добросовестности. Творческая же деятельность: занятия искусством, спортом, наукой, хобби - развивают нравственные и эстетические качества: чувство меры, гармонии, интуицию, глазомер.

    Самовоспитание, как саморазвитие опирается на закон расширения, в данном случае, расширения возможностей самого человека к совершению всё более значимых поступков! Широко известен факт самовоспитания великого русского полководца А.В.Суворова, не проигравший ни одного сражения, генералиссимус, создавший уникальную систему воспитания боевого духа у русского солдата, сам родился болезненным и хилым ребенком. Именно самовоспитание позволило ему победить маленький рост, физическую слабость.

    Известен и пример Ф.Ницше, философ. Создавшего в мировой культуре культ сильной личности, теорию Сверхчеловека! Он был измучен жестоким головными болями на протяжении 20лет жизни, но продолжал трудиться. Или пример советского писателя Н.А. Островского, прикованного к постели тяжелым ранением участника гражданской войны. Создавший на пределе человеческих возможностей роман о героической жизни комсомольца Павки Корчагина «Как закалялась сталь». Еще ближе к нам с вами пример самовоспитания нашего коллеги Д.С. Перминова, героя России, преподавателя Омской академии МВД России. Так, самовоспитание, сила воли побеждает самые непреодолимые препятствия и самые тяжкие недуги.

    Методы нравственного самовоспитания личности: самоанализ, самонаблюдение, самопознание (дневники, изучение собственных фотографий, работа с психологической литературой, тестами. Излишнее самокопание приносит не меньший вред) самопринуждение - осознанное волевое привлечение себя к определенным действиям самокритика – анализ собственных достоинств и неудач, переключение мыслей и поступков на развитие, движение вперед. самоприказ – сильное волевое усилие,

    Правила самовоспитания очень разнообразны, в зависимости от целей. Например: «Во всем соблюдать порядок», «Не завидовать», «Обязательно сдерживать данное слово». Таких правил для самовоспитания может быть гораздо больше! Выпишите к семинарскому занятию из учебника те правила, которые подходят именно вам (С.195, 321). Прочтите хотя бы одну книгу по самовоспитанию. Психология успеха - современное направление, широко отраженное в литературе. Технология успеха и самореализации личности могут быть самыми различными. Так, один из бестселлеров не теряющий своей популярности у современного российского читателя – книги Д.Карнеги «Как заводить друзей и оказывать влияние на людей». Приведите на семинарском занятии какие-либо известные вам методики. Или Владимир Леви, советский и российский психолог: «Искусство быть собой».