• Нефтяные Камни – поселок в Каспийском море. Нефтяные камни Фото Нефтяные Камни

    (азерб. Neft daslari) – посёлок городского типа (Азербайджан) в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Поселок расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней – каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря.

    Окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.




    Нефтяные Камни – это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела в СССР и Азербайджане в частности. в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются уникальным городом на сваях. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. считаются столицей Каспийского шельфа.

    Масштабные геологические исследования района Н. К. были проведены в 1945 – 1948 гг. Строительство поселка началось в 1958 г. Были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и т. д. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966 – 1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5 – этажных общежития и один 9 – этажный жилой корпус. Был разбит парк с деревьями. В 1976 – 1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5 – этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2 подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщения.




    Нефтяные Камни, или, как их еще называют сами нефтяники, «Камушки» – это не просто километры эстакад в отрытом море и резкий подъем уровня добычи нефти. Человек, хоть раз увидевший документальные кадры кинохроники тех лет, навсегда запомнит эту процедуру приобщения к тайнам нефтедобычи – той первой нефтью ее добытчики обмазывали свои безумно счастливые лица, приобщаясь к сонму избранных и к истории одновременно.

    Это живой монумент подвигу сотен моряков – нефтяников, беззаветно отдавших себя реализации глобальной цели реализации морского чуда. Для некоторых из них «Черные скалы» стали последним пристанищем – они погибли, пытаясь покорить морскую стихию. Но как бы пафосно ни звучало, дело их живет до сих пор.

    Человеческий феномен «Камушков» нашел свой след не только в документальном кино. Это и "Песня мужества" Кара Караева – гимн в честь морских нефтяников, и прекрасный образ нефтяника, созданный Рашидом Бейбутовым (помните знаменитый рашидовский кадр – улыбка во весь кадр и его незабываемый бархатный голос, сравнивающий фонтанирующую нефть с шоколадом), и монументальные полотна Таира Салахова – да разве все перечислишь... И всех нас влекла на Камни не нефть – влекли люди, дружившие с Каспием и в шторм, и в штиль, влекла та особая атмосфера морского братства, без которой работа вот так, на пределе человеческих возможностей, просто невозможна.

    Название «Нефтяные Камни» имеет историческое значение – еще задолго до открытия этого месторождения ученые заметили в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти скалы. Эту зону морской акватории назвали «Черные Камни». Район Нефтяных Камней начали изучать уже с 1859 года, что нашло отражение в целом ряде работ различных ученых: выдающегося исследователя Кавказа академика Г. В. Абиха и известных ученых – геологов С. А. Ковалевского, Ф. А. Рустамбекова, А. К. Алиева, Э. Н. Алиханова, Б. К. Бабазаде, В. С. Мелик – Пашаева, Ф. И. Самедова, Ю. А. Сафарова, С. А. Оруджева, А. Б. Сулейманова, Х. Б. Юсифзаде, М. Мир – Бабаева и многих других.


    Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В. К. Згленицкий, который еще 3 октября 1896 года обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби – Эйбатской бухте. К своему прошению он приложил оригинальный для того времени проект, согласно которому предполагалось построить сооружение специального водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 м) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи. А в случае фонтана предусматривалась специальная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег. Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря близ Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным путем выявить техническую возможность добычи нефти и экономические условия такого способа эксплуатации.

    Первая практическая работа по изучению геологических структур акватории НК была осуществлена в 1946 г. нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в результате которой были обнаружены огромные запасы нефти.

    Мощным толчком к разведке нефтяных и газовых месторождений на различных участках Каспийского моря стало получение морской нефти у бухты Ильича (сейчас – Баил лиманы) из 1 – ой в мире скважины № 71, построенной в 1924 г. на деревянных сваях. Позже, в СССР в 1932 – 1933 гг., были построены еще два основания, когда уже стало ясно, что контур нефтеносности выходит за пределы засыпанной в 1932 году Биби – Эйбатской бухты. Первое основание, сооруженное на расстоянии 270 м от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до 6 м, имело площадь 948 м? и длину 55 м.
    Первый десант нефтяников, высадившихся на Нефтяные Камни 14 ноября 1948 года, был в составе руководителя десанта Николая Байбакова, автора идеи о морских залежах нефти, начальника созданного в 1947 г. объединения «Азнефтеразведка» Сабита Оруджева, геолога Агакурбана Алиева и специалиста по буровым работам Юсифа Сафарова. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Кроме того, были строители – вышкомонтажники, инженеры – буровики, которые осуществляли строительство первых производственных объектов на сваях.

    Подготовительные работы к бурению первой разведочной скважины на Нефтяных Камня начались в июне 1949 года. Для создания плацдарма бурения использовали отслуживший свой срок корабль «Чванов», отбуксированный в зону Нефтяных Камней и затопленный на заданной точке. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Михаила Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября того же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого события решено было переименовать «Черные Камни» в «Нефтяные Камни».


    Позже, для постройки плацдарма бурения второй скважины, туда привели и наполовину затопили еще 7 старых, почти непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров семи кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.

    Вторая скважина, пробуренная бригадой другого Героя Социалистического труда Курбана Аббасова, примерно с таким же дебитом как и первая, была сдана в эксплуатацию в первой половине 1950 года.

    В 1951 году началась промышленная разработка Нефтяных Камней. В 1952 году впервые в мировой практике началось строительство эстакады, которая должна была соединить искусственные металлические острова. Добыча нефти ведется более чем с 20 горизонтов, что представляет собой уникальное явление. С 1949 г. на месторождении пробурено 1940 скважин, давших 60 % всей морской нефти СССР. На конец 90 – х гг. фонд скважин составил 472, из них действующих – 421. Среднесуточный уровень добычи – 1800 – 2000 т нефти, 50% скважин обводнены. Остаточные извлекаемые запасы нефти на месторождении составляют 21 млн т. Месторождение связано с материком подводным нефтепроводом протяженностью 78 км, диаметром 350 мм. В конце 90 – х гг. здесь работало 2000 чел.
    В феврале 1951 года первый танкер с нефтью месторождения Нефтяных Камней встал под разгрузку у причала нефтеналивного порта Дюбенди. Подводный нефтепровод от Нефтяных Камней, по которому в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году.

    В настоящее время Нефтяные Камни – это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд куб.м попутного нефтяного газа. Здесь действует более 380 эксплуатационных скважин, каждая из которых дает в среднем до 5 тонн нефти в сутки.

    Именно на Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения. В процессе ведения разведочных и эксплуатационных работ на Нефтяных Камнях была образована целая школа подготовки научных кадров. На практике осуществлялись новейшие идеи и разработки ученых, а нефтяники приобретали профессиональный опыт и навыки в сложнейших морских условиях. Нефтяные специалисты, работающие на НК, позже отправлялись работать на месторождениях «Казахнефть», «Туркменнефть», «Дагнефть», «Татнефть», «Башнефть» и т. д.
    На Нефтяных Камнях впервые в СССР был апробирован метод бурения с одного основания нескольких наклонно – направленных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов.
    В ноябре 2007 года на Нефтяных Камнях была сдана в эксплуатацию новая платформа № 2387, предназначенная для бурения 12 скважин. Высота двухблочной платформы достигает 45 м, вес – 542 тонны. Платформа установлена на глубине моря в 24,5 м. Срок эксплуатации блоков, собранных на Бакинском заводе глубоководных оснований, предусмотрен на 50 лет. С этой платформы планируется бурение 12 новых скважин при средней глубине 1800 м.
    25 декабря 2007 г. был сдан в эксплуатацию 20 – дюймовый газопровод, связывающий месторождения Нефтяных Камней и Бахар протяженностью в 66,6 км и пропускной способностью в 5,5 млн кубометров в сутки. Этот газопровод предназначен для транспортировки природного газа, добытого на месторождении Гюнешли, на берег. В ноябре 2009 года Нефтяные Камни отметили свой 60 – летний юбилей.

    Хоть «Камушки» и называют городом, здесь нет присущего мегаполисам привычного городского шума. Наверное, поэтому он кажется тихим, несмотря на то, что постоянно находишься в окружении различных звуков: морской гул, работают различные агрегаты, компрессорная и дизельная станции, хлебозавод, прачечная, водоочистительная станция и т.д. И если когда – нибудь Нефтяные Камни станут местом паломничества туристов, то лучше было бы организовывать турмаршруты по вечерам – в это время суток «Камушки» преображаются. Город погружается в свет желтых фонарей, начинают работать фонтаны. Вряд ли где – нибудь еще в мире в открытом море можно будет встретить огромное сооружение на сваях, в котором по вечерам бьют фонтаны, и не только водяные.

    Посёлок городского типа в Азербайджане, в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней - каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря. Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.

    Нефтяные Камни - это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела Азербайджана. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются уникальным городом на сваях. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.


    Масштабные геологические исследования района Н. К. были проведены в 1945-1948 гг. Строительство поселка началось в 1958 г. Были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и т. д. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966-1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2 подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщения.


    В конце 1940-х годов началось строительство "Нефтяных Камней". 14 ноября 1948 года на группу скал в открытом море, в 42 км на юго-востоке от Апшеронского полуострова, именуемую "Гара Дашлар" ("Черные камни") был высажен первый десант нефтяников. Его возглавлял Николай Байбаков. В составе десанта были Сабит Оруджев и автор идеи, что в море есть нефть, геолог Агакурбан Алиев. Все они впоследствии стали живыми легендами. После завершения строительства домика на сваях и электростанции, бригада М.Каверочкина 24 июня 1949 года приступила к бурению первой скважины. 7 ноября 1949 года эта скважина на глубине 1100 метров зафонтанировала нефтью с суточным дебитом 100 тонн. В честь этого события решено было переименовать "Черные Камни" в "Нефтяные Камни". А 18 февраля 1951 года состоялась торжественная отправка на берег первого танкера с нефтью. Вокруг Нефтяных Камней решено было создать искусственный остров площадью 7 тысяч гектаров. С островов Жилой и Урунос кораблями завезли полмиллиона кубометров скальных глыб, песка. Вокруг сооружались волноломы, причалы и укрытия для кораблей. А в 1952 году впервые в мировой практике началось строительство эстакады, которая соединила искусственные острова. Было время, когда длина эстакад, соединяющих бесчисленные площадки, превышала 300 км. Грандиозное строительство развернулось на Нефтяных Камнях с 1958 года. В открытом море в 110 км от Баку были построены электростанции, пяти- и даже девятиэтажное здания общежитий, больницы, Дома культуры, хлебзавод, лимонадный цех (его продукция даже "экспортировалась" на берег), разбили парк с деревьями. С 1949 года здесь было пробурено 1940 скважин, добыто более 160 млн. тонн нефти и 12 млрд. кубометров газа. В настоящее время Нефтяные Камни - самый восточный населенный пункт страны. Здесь и сейчас трудятся более 2000 человек.


    В 1964-1968 годах уровень нефтедобычи поднялся на стабильный уровень и составил около 21 миллиона тонн в год. С 1969 по 1985 год количество добываемой нефти стало снижаться из года в год, в результате чего, в течение пяти лет, нефтедобыча оставалась на отметке 13 миллионов тонн в год. Причинами падения уровня нефтедобычи в 60-х годах XX века были истощение нефтяных месторождений на суше и высокая себестоимость нефти, добываемой на море, а также обнаружение крупных залежей нефти в Западной Сибири, Казахстане и других регионах Советского Союза. Все эти факторы привели к уменьшению доли Азербайджана в общей нефтедобыче СССР (в 1950 - 39,1 %, к 1960 - 12 %, в 1970-1980 годах соответственно с 5,7 до 2,4 %). В результате этого Москва перестала уделять должное внимание нефтяной промышленности Азербайджана.


    Однако, несмотря на все вышеуказанное, за этот период было сдано в эксплуатацию несколько крупных морских нефтегазовых месторождений на Каспийском шельфе, построены нефтеперегонные и машиностроительные заводы. В 1971 году в республике была торжественно отмечена добыча первого миллиарда тонн нефти с начала промышленной разработки в Азербайджане. В 1981 году было добыто рекордное количество газа - 15 миллиардов кубометров.


    Очередной спад в области нефтедобычи начался с 1990 года. Основными причинами этого являлись общий спад экономики СССР в 80-х годах и нарушение экономических связей между субъектами бывшего Советского Союза после обретения независимости.














    Одно из самых невероятных поселений в мире находится далеко в Каспийском море, в ста километрах от азербайджанской столицы Баку. Это полностью функциональный город, где 3000 человек живут на множестве нефтяных платформ и искусственных островов, соединенных между собой 300 километрами эстакад. Речь идёт о городе под названием Нефтяные Камни, и он целиком расположен в самом крупном озере мира, на невероятном расстоянии в 55 километров от берега.

    Азербайджан ещё с древних времён славится своими богатыми нефтяными ресурсами. Здесь были найдены свидетельства бурения нефтяных скважин и настоящей торговли нефтью ещё в 3 и 4-ом веках. Исторические рассказы о просачивании нефти и природного газа в этом регионе, можно найти в старых арабских и персидских рукописях, а также в трудах известных путешественников, таких как Марко Поло. Персы называли эту область «Землёй Огня».

    Современная добыча нефти началась в 1870 году после того, как Россия завоевала эту территорию. К началу Первой мировой войны нефтяные скважины Азербайджана уже поставляли 175 миллионов баррелей сырой нефти в год, или 75 процентов всей добычи нефти в стране. После войны и во время поисков нефти в Каспийском море, советские инженеры нашли высококачественную нефть на глубине 1100 метров под поверхностью морского дна. Вскоре после этого, на этом месте была построена первая в мире морская нефтяная платформа и был основан город Нефтяные Камни.

    Изначальной основой Нефтяных Камней были семь затонувших кораблей, включая первый в мире нефтяной танкер. За несколько десятилетий их количество выросло до 2000 буровых платформ, растянувшихся на 30 километров. Платформы соединялись между собой сетью мостов общей протяжённостью 300 километров. На этих платформах рабочие построили восьмиэтажные многоквартирные дома, завод по производству напитков, футбольное поле, библиотеку, пекарню, прачечную, 300-местный кинотеатр, баню, огород и даже усаженный деревьями парк, земля для которого была привезена с материка. В период расцвета, здесь проживало порядка 5000 рабочих.

    Упадок Нефтяных Камней начался с момента распада Советского Союза и обнаружения нефтяных залежей по всей стране. Рабочая сила на этом участке была сокращена и многие платформы были заброшены. Запустение и отсутствие техобслуживания привели к тому, что многие из них обрушились в море. Другие находятся в процессе разрушения. Более чем из 300 километров дорог, на данный момент можно использовать лишь 45 километров и даже они постепенно разрушаются. Однако для правительства это место всё ещё остаётся предметом гордости и строго охраняемым секретом, которым оно было в советское время. Туда по-прежнему очень сложно попасть иностранцам. Это место даже нельзя увеличить на Google Maps.

    О.БУЛАНОВА

    Инженерам знакома техника строительства на искусственных островах и на сваях. Но вот чтобы целый город был построен на сваях, да еще и не просто город, а специальное поселение рабочих-нефтяников, добывающих нефть в открытом море за десятки километров от берега, – такого человечество не знало никогда.

    Однако такое чудо было построено – в 1949 г. в 42 км от Баку в открытом море, и факт этот был зафиксирован в Книге рекордов Гиннеса. Город получил название Нефтяные Камни. На это место обратили внимание еще в 30-х гг. Называлось оно Черные Камни. Это была небольшая гряда еле выступающих над поверхностью Каспия скал.

    Название скал – Черные – возникло не просто так. Еще издревле мореходы замечали, что и скалы, и вода вокруг черная от сочащейся из глубины нефти. Молодой советской стране нефти было нужно все больше и больше, и появилось решение начать в этом месте ее добычу. Но в открытом море нефть еще никто никогда не добывал, хотя вопрос этот подымался еще в 1896 г.

    Тогда идея был отклонена, но ровно через 50 лет о ней вспомнили и в 1946 г. на Черные Камни была организована большая экспедиция АН АзССР. Выяснилось, что разливы нефти там неслучайны – под морским дном располагается большой нефтеносный слой. Подготовительные работы были завершены и 14 ноября 1948 г. на Черные Камни с буксира «Победа» высадился первый десант азербайджанских нефтяников.

    Интересно, что возглавлял десант Николай Байбаков, ставший буквально через месяц министром нефтяной промышленности СССР.

    Поначалу все строили на вбитых в морское дно деревянных сваях, но такой подход значительно замедлял темпы освоения месторождения – людям попросту негде было развернуться, да и жить где-то надо было. Решение пришло полуфантастическое – создать «остров погибших кораблей», точнее – специально затопленных. Из Бакинской бухты пригнали отслужившее судно «Чванов» и притопили его – чтобы не уплыло. В его помещениях устроили спальные и рабочие места.

    Летом 1949 г. к бурению первой скважины все было готово и 24 августа бригада Михаила Каверочкина приступила к работе. К празднику 7 ноября (в СССР все делалось к праздникам) скважина дала первую нефть с километровой глубины. Объем поражал: в сутки добывали 100 т. В честь такого важного события Черные Камни были переименованы в Нефтяные и уже под этим названием вошли в мировую историю.

    Опыт с «Чвановым» оказался удачным, и перед бурением второй скважины к ней привели еще несколько списанных судов и превратили их в искусственный остров, условно называемый Островом семи кораблей. Именно с этого момента можно отсчитывать «сухопутную» историю Нефтяных Камней. Суда послужили фундаментом и начальной точкой насыпной дамбы с бетонной подушкой, создание которой позволило построить на Нефтяных Камнях многоэтажные дома. В числе этих кораблей был , построенный в 1887 г. по инициативе и чертежам Нобелей.

    Скважина на Острове семи кораблей, вторая по счету, дала нефть в первой половине 1950-го, причем ее количество немногим уступало количеству из первой скважины. Стало ясно: ученые не ошиблись – ставка на морское дно оказалась верна. Было принято принципиальное решение – перевести Нефтяные Камни из стадии разведки в стадию промышленной добычи нефти.

    Уже в феврале 1951 г. первый танкер, заполненный нефтью Нефтяных Камней, стал под разгрузку к причалу нефтеналивного порта в Дюбенди. В том же году большая группа покорителей Нефтяных Камней была удостоена Государственной премии СССР первой степени.

    Два металлических искусственных острова из «погибших» кораблей было решено соединить эстакадой, возвышающейся над морем на деревянных сваях. Чуть позже на острова завезли полмиллиона кубометров скальных глыб и песка, вокруг соорудили волноломы и причалы.

    Строительство эстакады началось в 1952 г. К концу 50-х Нефтяные Камни представляли собой уже довольно крупный рабочий поселок с двумя электростанциями, котельной, баней, медпунктом. Для рабочих были построены 16 двухэтажных деревянных бараков. Самый старый барак («первый дом») был сдан в эксплуатацию 3 марта 1949 г.

    Чтобы доставлять рабочих на вахту, к максимально близкой точке на краю Абшерона – острову Пир-Аллахи – подвели железнодорожные пути и пустили по ним электричку из Баку (сам остров соединили с материком дамбой).

    Чуть позже морское сообщение наладили прямо с морвокзала Баку, но все же плавание было крайне утомительным (8-9 часов), особенно в плохую погоду (12-13 часов). В шторм же оно вообще прекращалось. Поэтому на Нефтяные Камни был запущен вертолет.

    Новый виток в развитии поселка пришелся на 60-е. В те времена Нефтяные Камни по праву считались гордостью СССР. Дело даже не в том, что это месторождение давало до 60% всей добытой в советских морях нефти, а в том, что это было поистине передовое достижение советской науки и техники.

    К 70-м Нефтяные Камни обрели уже более-менее современный облик. Здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Разбили даже парк с деревьями. В 1981 г. построили 78-километровый трубопровод к Абшеронскому полуострову – чтобы нефть было удобнее доставлять на материк.

    На Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения.

    Также там впервые был апробирован метод бурения с одного основания нескольких наклонных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов.


    Город в открытом море под названием Нефтяные камни основан в конце 1940-х годов, второго подобного населенного пункта в мире нет. Нефтяной столицей Российской империи город Баку признавался в начале 20 века, там добывали почти 50% нефти всего мира и 90% нефти Российской Империи. Вопрос о разработке новых месторождений остро встал перед советской властью в по мере истощения ресурсов города. После окончания ВОВ было принято решение искать нефть в море.

    Место, которое рыбаки называли Черные камни, находится в ста километрах от побережья Апшеронского полуострова - на Каспии. Скалы было еле видно из толщи воды. В 1948 году на черные камни была отправлена геолого-разведочная группа, возглавил ее Николай Константинович Байбаков. Нефть в море есть - заключили исследователи.

    Строительство скважин

    20 метров - такова глубина моря у черных камней. Было принято решение строить на этом месте базу в открытом море. Пристанищем для буровиков и плацдармом для новой базы стал старый корабль «Чванов». Спустя год была запущена первая скважина на Черных камнях, тогда место и получило название Нефтяные камни.

    Развитие Нефтяных камней

    К первому кораблю за полгода добавилось еще шесть суден, все они сформировали центр будущего поселка - «остров семи кораблей». Первые домики появились после того, как судна соединили металлическими мостиками. Всего создали 16 домов в два этажа, также построили библиотеку, столовую, медпункт и две электростанции. Жилые дома все росли и росли. Протяженность улиц нового городка достигла 350 километров.

    Около 5 тысяч человек в тот момент работали на Нефтяных камнях. Чуть позже там появился и кинотеатр, пекарня, лимонадный цех, парк отдыха. Для того, чтобы развлечь буровиков прилетали даже артисты.

    Перемены к лучшему

    Когда остров посетил Хрущев, начались заметные изменения, в 1960 году работники пожаловались главе государства на деревянные дома, в которых некомфортно жить. Никита Сергеевич дал указания построить для буровиков новые дома. 2 девятиэтажных и 3 пятиэтажных общежития стали жильем для работников города спустя 10 лет.

    Сегодня поселок продолжает свое развитие и обрастает все новыми и новыми зданиями. Здесь построен ряд мемориалов, есть памятники, музей и даже футбольное поле. То, чем славится город Нефтяные камни - «Дом чая». Это место очень популярно среди местного населения, ведь кроме чая пить в городе ничего нельзя.

    Геологи оценивают месторождение высоко - в ближайшие десятилетия Нефтяные камни смогут давать все те же объемы добычи, сохраняя нынешние темпы. Когда кончится нефть и чем это обернется -неизвестно. Но, можно смело сказать, что памятником город останется навсегда. Город в открытом море -это настоящее чудо человеческих возможностей.

    Вести с Нефтяных камней

    15 сентября 1956 года разыгрался катастрофический шторм, который повлек за собой человеческие жертвы.

    С утра подул северный ветер, скорость его быстро возрастала и через 2 часа достигла 35 м/с с порывами до 40 м/с. На суше ветер подобной силы срывает крыши домов, вырывает с корнем деревья, разрушает ЛЭП, а на море разгоняет мощную волну. Сила шторма достигла 12 баллов по шкале Бофорта. Ветер дул непрерывно более двух суток. Гигантские волны, обрушившиеся на нефтепромысел, уничтожили около 4 километров морских эстакад, восемь приэстакадных площадок, из которых шесть давали нефть уже в постоянном режиме. Пострадало и морское основание. Но самый трагический итог небывалого шторма - гибель 22 нефтяников», - писал тогда журнал «Наука и жизнь».

    Нефтяные камни существуют 64 года, за это время было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд м³ попутного нефтяного газа. 400 скважин работают по сей день, каждая дает в среднем до 5 тонн нефти в сутки. Как подсчитали геологи, в море осталось еще около 21 миллиона тонн черного ресурса.