• Педагогический проект «Коми национальные костюмы» методическая разработка на тему. Национальный костюм Традиционная одежда коми

    В краеведческом музее Сыктывкара, о котором я обещала рассказать, в основном представлена одежда конца 19 – начала 20 вв.
    Костюм коми близок по своим формам и внешнему виду к одежде северных великорусов.

    Одежда шилась из домотканой ткани называемой пестрядь, использовалось ремизное и браное тканье. Одежда шилась из льна, шерсти и меха. Также были фабричные ситцы, кумач, привозная парча.
    Вот разные образцы.
    Это набойки, я о них ниже расскажу:

    Набойка и вышивки

    Шелк

    Пестрядь - домотканное полотно

    Основной частью мужского народного костюма служила рубаха «дором» (тут «о» с двумя точками сверху как в «ё»). В начале 19 в. Ее шили из белого холста, пестряди, а в начале 20 в. из ситца. Старинные рубахи были без пуговиц, с завязками у ворота. Подол, рукава и ворот украшались полосками узорного тканья или вышивкой. Вышивали коми строчной гладью.
    Штаны (гач) шили слегка зауженными к низу т.к. их носили с шерстяными чулками, или заправляли в сапоги. Нижние штаны шили из сурового холста, а верхние из дешевого сукна или пестряди (синей в белую полоску).

    Верхняя мужская одежда называлась «шабур». Она представляла из себя длинную до колен рубаху сшитую из грубого синего или сурового холста.
    Одежда подпоясывалась специальным поясом. Пояса были из кожи, тканые, плетеные и вязанные крючком. К поясу крепился на железной пряжке топор, подвешивалась черная кожаная сумочка с огнивом и трутом.
    Рубахи подпоясывались узенькими поясами – тельниками, с кисточками на концах.



    Женщины также носили длинные рубахи «дором», но они были вышиты по другому и состояли из двух частей. Верхняя видная часть шилась из более красивой и дорогой ткани, а нижняя часть, которая была под сарафаном, из более грубой и дешевой. Поверх рубахи женщины надевали сарафан «сарапан». Сарафан шился в основном из набивной ткани. Ткань окрашивалась индиго, а потом на нее с помощью специальных набойных дощечек наносился рисунок масляными красками. В основном это были простые цветочные орнаменты. Под подол чтобы он лучше лежал пришивали подкладку. Для пышности одевали одну или две нижние юбки.
    Верхняя одежда женщин была по покрою и ткани похожа на мужскую.


    Женщины носили головные уборы и платки. Девушки носили расшитые бисером обручи и заплетали одну косу. Замужние женщины носили две косы и головной убор типа русской кички, также носили головной убор конической формы «сборник». Его шили из парчи, шелка, а бедные люди из сатина. Под него, или сверху него одевался шелковый платок с бахромой.


    Женщины также носили шерстяные чулки, но с другим орнаментом и цветом нитей.
    Орнаменты на одежде и пояса, имели также символическое значение и использовались как обереги.
    Это специальные обрядовые пояса, сплетенные из окрашенных нитей.

    Продолжение следует

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №44» г.Воркуты

    Национальный костюм

    северных коми

    ученик 2 класса

    Хозяинов Арсений

    ученик 2 класса

    МОУ «СОШ №44» г.Воркуты

    Руководитель: Перепелова Екатерина Семёновна,

    учитель начальных классов

    г. Воркута

    2012 г.

    Оглавление

      Ведение

      Основная часть

      Заключение

      Список использованных источников

      Приложения

    Проблема: Народный национальный костюм должен быть отражением традиций нашей малой родины. Стареют мастерицы, национальные костюмы ветшают, лежат в сундуках как реликвия.

    Целью нашей работы является

      сохранение коми народных традиций, воспитание уважения к традиционной культуре.

      развивать и способствовать умение работать со справочной литературой, умение вести диалог, анализировать, развивать критическое мышление.

      пропагандировать национальные ценности.

    Фольклор коми – сказания и легенды, сказки и песни, пословицы поговорки – дает представление об основных этических и моральных норм народа. Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками

    Традиционная одежда коми, проживающих на северо-востоке республики, сходна с одеждой северорусского населения, ненцев и коми-ижемцев.

    Женская и девичья одежда очень хороша своей красочностью, мягким и плавным силуэтом. На Севере, в неярком свете дней и белых ночей, особенное значение имело праздничное узорочье костюма. Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд, который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками.

    Так как у местного населения основное занятие оленеводство, то и в одежде сохраняется традиционная одежда из оленьих шкур.

    Традиционной женской одеждой северных коми считается сарафан с кофтой, т.е. сарафанный комплекс одежды.

    Рубаха является основным элементом женской одежды. Издавна использовали домотканые холсты, парчу, сатин, атлас, альпак, сукно, шелк.

    Рубаха украшается вставками из контрастной ткани. Ворот, подол и кромка рукавов вышивается узором. Народы коми живут в условиях северной природы, поэтому и орнамент включает в себя растительные

    окраски.

    Поверх рубахи надевался сарафан. По покрою сарафаны различают косоклинные и прямые.

    Косоклинный сарафан в основе своей имел три прямых полотнища: два спереди и одно сзади, и 4 клина, вставленных по 2 в бока. Поддерживался сарафан с помощью лямок, которые сзади делали вырезными, а спереди пришивными.

    Прямой сарафан представлял собой юбку с неширокими пришивными лямками, сшитые из 5-6 полотнищ ткани. Носили прямой сарафан значительно ниже, чем косоклинный, но также всегда подпоясывали ткаными или плетеными ремешками. Ширина сарафана в подоле достигала 4 метров. Для пышности под сарафан надевают несколько юбок.

    Поверх сарафана или юбки женщины надевали передник без нагрудничка с вышивкой и кружевами.



    Ж

    енский головной убор различают по возрастному принципу. У девушки головные уборы оставляли неприкрытыми часть волос. У молодых может быть венчик в виде ленточки, а также ободок из бересты. Замужняя женщина заплетала волосы в две косы, укладывая их вокруг головы, и покрывала голову специальным чепцом – «волосник», при гостях поверх волосника одевался платок. Головных уборов у женщин было много, иногда одевался на голову поверх волос сборник на твердой основе, кокошник, ситка.

    В костюмах северянок преобладают зеленые и фиолетовые тона. Когда приходила старость, женщина повязывала голову темным платком, избегала носить яркие одежды.




    Ношение традиционной одежды неразрывно связано с соблюдением определенных последовательностей одевания, строгое соблюдение запретов, связанных с ношением и хранением. Так, например, не разрешалось снимать юбку через ноги, так снимают только с покойника. На головном уборе одна из частей крепилась вокруг головы, а впереди образовывался крест на крест, это служило оберегом для женщины. Одежда хранилась в не вывернутом наизнанку состоянии, в недоступном от посторонних глаз месте.

    Верхняя одежда у северных коми близка к мужской - малица, заимствованная у ненцев. Она отличается от мужской, только отделкой по подолу орнаментом, украшениями из различных кусочков меха и сукна, а также меховой опушкой- оборкой.

    В холодные дни одевался поверх совик, аналогичный малице, сшитый из сукна.

    Из обуви северные коми летом и осенью носили поршни сшитые из сыромятной кожи, стягиваемые ремешком у щиколотки; коты- кожаная обувь с невысоким суконным голенищем. Надевали такую обувь с холщовыми портянками или длинными шерстяными чулками, связанными яркими нитками с национальным орнаментом.

    Зимой носили пимы (сапоги из оленьего меха (камыса) ворсом наружу). Украшали переднюю часть пим кусочками меха или цветного сукна, бисером.

    Р
    усскоязычная письменность, пасы – знаки заменяли слова и целые предложения. До сих пор пасы можно встретить как элемент коми орнамента в оформлении костюмов

    В орнаменте женской одежды встречается «половинка ошейника »

    восходящее солнце, пожелание благополучия в делах и любых начинаниях.

    «Зубья пилы » или домики символизируют единство людей в быту и работе, пожелание успеха в делах.

    Одежда наших бабушек с течением времени ветшает, залеживается в сундуках. Чтобы сохранить традиции, старинной одежды северных коми, мы должны не только изучать ее, но и знать секреты ее изготовления и ношения.

    С самого раннего возраста меня привлекла одежда коми бабушек. Во время праздников всегда у бабушек была красивая яркая одежда. Позднее я шила для кукол одежду. Всегда поражали меня растительные орнаменты, напоминающие крестики, ромбики, полукруги, рога оленя. Повзрослев, стала интересоваться и изучать таинственные орнаменты, собирала материал о народном костюме.

    Я считаю, что каждый живущий в нашей республике должен не только знать, но сохранять культуру народа коми.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

      Статья Е.В.Картовщиковой «Изучение народного костюма коми». Научно-методический журнал «Школа и производство» 2006 г. №6

      Г. Климова «текстильный орнамент коми». Сыктывкар Коми книжное издательство 1984 г.

    (Старшая группа)

    Цель: приобщить дошкольников к истории национальной культуры народа коми.

    • Познакомить с историей коми национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
    • Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
    • Способствовать развитию речи;
    • Воспитывать интерес и уважение к коми литературе.

    Материалы к занятию:

    • Презентация иллюстраций и иллюстрации с изображением коми национальных костюмов.
    • Одежда, обувь коми народа.
    • Аудиозапись коми песни.

    Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с коми национальными костюмами, чтение коми народных сказок.

    Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, одежды, обуви, видеоматериал), практический метод.

    Ход занятия

    Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята.

    Звучит песня «Марья моль», дети заходят в коми керку (коми изба).

    Хотите сегодня отправиться в путешествие? (Ответы детей.)

    Но прежде, чем вы узнаете, куда мы отправимся, ответьте на мои вопросы, это и станет подсказкой:

    На какой земле вы проживаете? (Ответы детей. Коми земля, Республика Коми.)

    А какой коренной народ проживает на этой земле (в республике)? (Ответы детей - народ коми.)

    Молодцы, ребята, а теперь мы воспользуемся машиной времени и вместе с вами заглянем в прошлое народа коми. Закрываем глаза (Палминг), считаем до 10), открываем глаза (в это время воспитатель переодевается в одежду коми народа, посреди избы оказывается сундук с одеждой).

    Ребята, посмотрите, вот мы и оказались в прошлом. Основной одеждой женщин была длинная сорочка (мыт). Поверх сорочки надевали сарафан (шушун), а на сарафан – передник (водздора).

    Из головных уборов носили: девушки – ленту, замужние женщины - кокошник, сороку, а в старости – платок.

    Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

    Сейчас я предлагаю выйти одной девочке и одеть головной убор. А как вы думаете, какой головной убор должна одеть я? Почему? (Кокошник или сороку, вы женщина замужняя.)

    Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит женский костюм?

    Главными частями мужской одежды были рубаха (дором), штаны (гач), вязанные узорчатые чулки из шерсти (сера чувки), обувь из кожи.

    А что носили мужчины на голове?

    Мужской головной убор того времени – шапка-зырянка, это был войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги.

    Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит мужской костюм?

    В холодную зимнюю пору и женщины, и мужчины надевали зипун или сукман.

    Мужская и женская обувь мало отличалась: кэты (обувь из кожи), сапоги, валенки (тюни), меховые пимы.

    Игровое упражнение: «Разложи последовательно»

    Ребята делятся на 2 команды. Необходимо последовательно разложить одежду для мужчин и для женщин.

    Неотъемлемой частью одежды народа коми был орнамент – узор из повторяющихся одинаковых фигур (ромбы, кресты, цветы, круги и др.) Его «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что орнамент – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

    - Ребята, каждая фигура обозначала свой символ:

    • волнистые линии означали - символ воды;
    • красные круги - символ солнца;
    • крест - это тоже символ солнца;
    • ромб - символ земли, плодородия;
    • цветы – символ богатства.

    - Даже цвета имели своё значение:

    • красный – благополучие;
    • жёлтый – тепло и ласка;
    • синий – радость;
    • чёрный – богатство.

    Задание: «Составь оберег».

    Ребята, давайте и мы с вами попытаемся создать свой оберег на одежде. Как это сделать? (Ответы детей.)

    Возьмите понравившийся вам вид одежды, на который будет необходимо нанести орнамент. На какую часть одежды мы будем наносить орнамент? (Подол, края рукава, ворот; для работы предлагается на выбор: пластилин, цветные карандаши, мелки, полоски цветной бумаги.)

    Пока ребята выполняют работу, звучит песня «Марья моль».

    Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились.

    Скажите, сложно ли было работать? Какие трудности у вас возникли? Недаром в народе говорится:

    Не то дорого, что шито золотом,

    А то дорого, что доброго мастера.

    Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.

    Рефлексия .

    Вот и закончилось наше путешествие.

    Ребята, а что вам сегодня понравилось в работе?

    Что нового вы узнали о народе коми?

    Итак, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза (Палминг ), повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами снова очутились в садике.

    Приложения к работе можно .

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педагогический проект

    « Коми национальные костюмы »

    Волгина Юлия Андреевна, воспитатель МБДОУ 41, г. Воркута

    Пояснительная записка

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своего края.

    Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

    Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

    Актуальность проекта:

    Проблема приобщения детей к народному искусству никогда не потеряет своей актуальности. Что более затронет душу, чем родное и близкое? Родное - это улица, это деревянные узоры, чудом, уцелевшие в доме, это диковинные старинные вещицы, подаренные своей школе, своему кабинету изобразительного искусства.

    Именно народное искусство, особенно если это искусство твоих предков, твоей малой Родины, может разбудить у маленького человека дремлющую генетическую память и побудить его к сопереживанию, творчеству и формированию ответственности за сохранение и развитие традиций.

    Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции своей национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с Коми культурой.

    Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ : «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки, сказки». Знакомясь с Коми национальнымкостюмом в детском саду, дети видят колорит, самобытность своей национальности, красоту и величие своего народа.

    Цель проекта:

    Формировать представления детей о Коми национальном костюме.

    Задачи проекта:

    Расширить и углубить знания детей о народах проживающих на территории Коми.

    Расширять представление детей о национальной культуре, в частности о Коми национальном костюме.

    Познакомить детей разновидностями Коми орнамента и его особенностями.

    Ввести в словарь детей новые слова: малица, пимы, орнамент - развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

    Ожидаемый результат:

    Дети должны знать и называть:

    Место проживания: республику, город.

    Свою нацию.

    Национальный костюм своего народа, элементы одежды.

    Национальную вышивку и элементы национальной вышивки.

    Механизм реализации проекта:

    Организация педагогического процесса в рамках реализации проекта предусматривает организацию элементарной поисковой, творческой деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы.

    Для решения поставленных задач были использованы следующие основные методы работы с детьми как: проблемный, метод сотрудничества, метод планирования деятельности, игровой, практической деятельности, партнёрского диалога.

    Используемая нами методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности с усвоением ими необходимых знаний в доступной форме.

    Для педагогов проект способствовал повышению профессионализма и педагогической компетентности педагогов в области применения интерактивных технологий в обучении дошкольников, освоение и применение технологии проектирования.

    Паспорт педагогического проекта

    Тема : « Коми национальные костюмы »

    Адресация проекта дошкольным работникам.

    Участники проекта дети старшей группы

    Возраст воспитанников 5-6 лет.

    По характеру проект : информационно-познавательный, творческий.

    По количеству участников : групповой.

    По продолжительности : краткосрочный.

    По профилю знаний : межпредметный.

    По уровню контактов : на уровне образовательного учреждения.

    Ресурсы проекта

    Информационное обеспечение:

    Программа «Истоки» ; авторы Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др

    Беседы

    Презентации,

    Интернет,

    Подборка художественной литературы согласно возраста,

    Информационно-техническое :

    Компьютер,

    Телевизор,

    Фотоаппарат,

    Организационное обеспечение :

    Непосредственная образовательная деятельность,

    Режим дня,

    Материалы к занятиям :

    Демонстрационный :

    Книги с Коми народными сказками, для рассматривания альбом «Куклы в народных костюмах» , Картина «Северный олень» , кусочек оленьего меха, Презентация «Коми национальные костюмы» ,

    Раздаточный :

    Листы бумаги, карандаши, фломастеры, разнообразная ткань, нитки, пластилин, стеки, доски для лепки; д\и «Собери орнамент» , «Одень куклу» .

    Требования к уровню подготовленности воспитанников :

    1. Дети проявляют познавательный интерес к художественным произведениям, любознательность.

    2. Умеют обсуждать просмотренный материал

    Предполагаемые продукты проекта

    Продукты деятельности педагогов:

    Обогащение предметно - развивающей среды альбомом «Куклы в народных костюмах

    Презентация проекта,

    Продукты деятельности детей:

    Обогащение предметно - развивающей среды Коми куклами

    Рисунки

    Вылепленные пимы,

    Продукты совместной деятельности педагогов и детей:

    Коми куклы для театра

    Этапы реализации проекта

    1. Подготовительный этап.

    Цель : развитие интереса к деятельности

    Срок проведения

    Ответственные

    Предполагаемый результат работы

    3 неделя февраля

    Сотрудничество с семьями воспитанников :

    Доведение до сведения смысла и цели проекта.

    Воспитатели

    Родители

    Привлечение родителей к совместной творческой деятельности по развитию у детей познавательной активности, овладению способам поиска информации.

    Работа с детьми :

    Выявление первоначальных знаний.

    Рассматривание альбома «Коми край»

    Разработка проекта совместно с детьми, поиск путей решения проблемы.

    Детская проблема : Почему жители Коми так одеваются?

    Детская цель : Узнать больше о национальных костюмах жителей Коми?

    Создание кукол для режиссерских игр.

    Практический интерес для детей (мотивирующий фактор) : найти ответы на вопросы для создания кукол

    Воспитатели

    Выявление знаний по данной теме.

    Постановка проблемных вопросов.

    Постановка общей цели.

    Воспитатель получает информацию о базовом запасе знаний и

    представлений детей по теме,

    ориентируется сам и обговаривает с детьми примерный план работы по проблеме.

    Данные сообщаются родителям : об интересах, знаниях детей, о том, чем дети будут заниматься в ближайшее время.

    2 этап. Основной .

    Цель : способствовать развитию и накоплению опыта и необходимой информации о национальной одежде и практических умений детей в совместной и самостоятельной деятельности.

    Сотрудничество с семьями воспитанников :

    Выполнение индивидуальных домашних заданий :

    а) принести бросовый материал для создания макета

    Воспитатели Активное включение родителей в практическую реализацию содержания проекта.

    3 неделя февраля

    Работа с детьми :

    1. Воспитатель предлагает начать работу по изучению Коми народных костюмах

    Активизация сотрудничества с детьми в достижении намеченных результатов.

    Познание окружающего мира

    Тема : Тема : «Классификация Коми национальной одежды»

    Цели и задачи.

    Используя системный подход, расширить представление детей о национальной культуре, в частности о Коми национальном костюме.

    Познакомить детей с историей национального костюма.

    Развивать творческие способности детей.

    Воспитатели

    У детей формируются представления о национальной одежде

    Развитие речи.

    Тема : Мультимедийная презентация

    «Коми национальный костюм» .

    Цель : Познакомить детей с историей Коми национального костюма.

    Продолжать знакомить детей с Коми национальными костюмами и узорами .

    Развивающие :

    Развивать интерес к культуре народов своего края.

    Развивать связную речь, активизировать познавательную и речевую деятельность.

    Воспитательные :

    Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес к Коми народному орнаментальному искусству.

    В свободной деятельности просматривают альбом «Куклы в народных костюмах» ; д\и «Собери Орнамент» «Одень куклу» .

    Раскрашивают раскраски « Коми народ »

    Воспитатели

    Рисование

    Тема : «Оленеводы»

    Цель : приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения искусства Коми народа живущих на севере, воспитывать уважение к национальному искусству .

    Задачи :

    - познакомить с национальным костюмом народов севера Коми .

    Учить видеть и передавать красоту национального костюма , его характерные особенности.

    Упражнять детей в рисовании фигуры человека. Воспитатели Дети узнали, что такое «Малица»

    Художественное творчество (лепка)

    Тема : Северные пимы

    Цель : знакомство сприкладным искусством жителей северных районов Коми .

    Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров.

    Задачи :

    Познакомить детей с сапожным промыслом

    Учить детей на основе полученных знаний самостоятельно составлять узоры. Воспитатели Дети на учились лепить обувь и отображать Коми узоры

    Художественная литература

    Тема : Чтение Коми народной сказки «Марпида-царевна» .

    Задачи :

    Воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам.

    Поддерживать интерес к литературным произведениям.

    Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев.

    Развивать активность, логическое мышление, воображение, память.

    Воспитатели Дети знают произведения, могут назвать главных героев.

    Конструирование из ткани

    Тема : « Коми куклы » .

    Цели и задачи :

    Обучающие : обучать вырезанию из ткани (квадратики по 12 см и 15 см, для создания куклы) и украшению орнаментом.

    Развивающие : работать над обогащением словарного запаса, развивать творческие способности.

    Воспитательные : воспитывать бережное отношение к труду взрослых, уважение к культуре родного края и народа.

    3 этап. Итоговый.

    3 неделя февраля Сотрудничество с семьями воспитанников :

    Родители принесли не большой макет для режиссерских игр

    Родители

    Работа с детьми :

    Оформление кукол « Коми орнаментом »

    Воспитатели

    4 этап. Презентация.

    Работа с сотрудниками ДОУ.

    Презентация проекта на Педагогическом совете

    Воспитатели Оценка педагогами результатов использования проектной технологии в образовательном процессе ДОУ.

    Работа с детьми :

    Проведение презентации.

    Беседа с детьми об их удовлетворенности : Что нового узнали? Что удивило? Что было трудным?

    Воспитатели Создание ситуации успеха у воспитанников

    Появление у детей новых знаний


    Костюм – важная часть культуры любого народа. В нем отражено все. Условия, в которых жили люди, верования, даже исторические события оставляют свой след на фасонах и элементах одежды. Сохранение традиций национального костюма – это сохранение памяти самой национальности

    Немного истории

    Коми - это группа фино-угорских народов, с древности проживавших на Северо-востоке европейской части России. Их история прослеживается с 1 тысячелетия до нашей эры.. Пермь Великая, княжество коми, впервые упоминается уже в «Повести временных лет» и с тех пор постоянно присутствует в русских источниках. 800 воинов коми пришли на помощь Дмитрию Донскому на Куликовом поле, позже этот регион занимался активной торговлей пушниной с другими княжествами. В XVI веке, в ходе завоевания княжества Иваном Грозным, была найдена нефть, а еще спустя 300 лет, в 1930 годах, здесь были разведаны богатые запасы каменного угля. В 1993 году была образована Республика Коми. В наши дни большая часть населения этих земель является этническими коми-зырянами. Этот народ хранит свое культурное наследие: язык, обычаи, фольклор и, конечно же, костюм.

    Описание наряда

    Традиционные костюмы этого народа разнообразны и очень красочны. Праздничная одежда шилась из тонкого полотна, сукна самого лучшего качества, а в более поздние времена из фабричных тканей. Самые зажиточные люди могли носить даже шелка, парчу, атлас и кашемир.

    Мужской костюм коми

    Мужчины народа коми были неприхотливы в одежде. Повседневный костюм крестьянина состоял из белья, штанов и рубахи, которые шили из самых грубых и дешевых материалов.

    Охотники, рыбаки и лесорубы, кроме штанов и рубахи на промысел надевали специальную обувь с загнутыми носами и сплошной подошвой (кым), а сверху накидывали безрукавку (лузан) или кафтан, если дело происходило зимой. Верхняя одежда шилась из домотканого сукна белого или серого цвета, затем обшивалась кожей, ремень пришивался прямо к поясу, а плечи укрепляли кусками ткани треугольной формы. Иногда у такой безрукавки был капюшон.

    Праздничная одежда отличалась от повседневной цветастостью и дорогими тканями. Мужчины надевали рубашку-косоворотку, сшитую из яркого шелка или сатина, подпоясывались кожаным или тканым ремнем, сшитые из хорошего мягкого сукна штаны заправлялись в высокие сапоги. А сверху набрасывался пиджак или кафтан, в зависимости от времени года.

    Женский костюм коми

    Повседневный костюм женщины состоял из длинной рубахи и сарафана.

    Рубаха обычно доходила практически до пола и была сшита из двух видов ткани. Верхняя, видимая всем часть, шилась из качественной тонкой ткани, а на низ шла более грубая, но износостойкая. Поверх такой рубашки надевался сарафан. В древности он кроился с клиньями, позже сарафаны стали прямыми, к ним добавился лиф или корсаж, а удерживался он с помощью лямок. В противовес белой и серой ткани рубах, этот предмет гардероба старались шить из яркой ткани. Даже повседневный наряд женщины коми должен был подчеркивать её красоту и умения хозяйки.

    Верхняя одежда была достаточно разнообразной. Зимой женщины надевали шубы из овчин. В самые лютые морозы сверху мог добавиться еще и зипун. У самых зажиточных встречались бархатные шубы на лисьем или беличьем меху.

    Праздничная одежда по крою совпадала с повседневной, но была гораздо богаче украшена вышивкой и шилась из более качественных и дорогих тканей. Богатые коми надевали поверх сарафана парчовые безрукавки.

    Юбки, платья и рубашки появились в гардеробе коми только к середине 20 века. Но и в них женщины придерживались привычных цветов и фасонов.

    Особой частью наряда являлись головные уборы. Именно они указывали на социальное положение женщины. Молодые девушки носили обручи, парчовые ленты или жесткие околыши. Волосы не закрывали вплоть до замужества. Если так и оставались одиноки, то ходили так до самой старости. Вместе с замужеством менялся головной убор. На свадьбе девушка надевала баба-юр, похожий на русский кокошник, и до самой старости не имела права его снять. Показать волосы, лишившись баба-юра, считалось огромным позором. В старости начинали покрывать головы простыми платками.