• Актуальные теоретические проблемы системы соцобеспечения в рф. Социальная защита детей

    » » Проблемы социального обеспечения

    Проблемы социального обеспечения


    Вернуться назад на

    В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

    Назад | |

    1

    В статье изучаются теоретические аспекты проблемы социального обеспечения под углом зрения концепции «социального государства». В социально-философской литературе проблема сопряженности системы социального обеспечения и экономические возможности государства не получила достаточного освещения. Авторы отстаивают идею необходимости отказаться от минимизации роли государства в пользу ее повышения в перераспределении материальных благ, соблюдая принцип социальной справедливости. В этой связи приводится опыт европейских стран по осуществлению концепции «государственного благосостояния», которая, видоизменяясь в поисках оптимальной модели экономического развития, предлагает приемлемые соотношения рыночных начал и механизмов социального обеспечения. Обосновывая необходимость отказа от либеральной концепции в пользу государственного регулирования экономической сферы, акцент делается на обеспечении синхронности базовых направлений проводимых реформ во всех сферах, и этот аспект российских преобразований рассматривается как начальный этап и решающее условие сбалансирования рыночных начал и системы социального обеспечения.

    оптимальный баланс

    социальный риск

    либеральная экономика

    индикатор качества

    адаптация

    расслоение общества

    социальная структура

    социальное благополучие

    социальное обеспечение

    1. Волкер А. Принципы развития европейской социальной модели: минимальные стандарты или социальное качество / Мир перемен. 2008, № 1. С. 72.

    2. Ерахтин А.В. Возможно ли в России гражданское общество? Вестник российского философского общества. 2010, № 4. С. 76.

    3. Конституция РФ. М., 1993. С. 6,15.

    4. Лукашева Е.А. Европейские модели социального качества: параметры модернизации социального государства. / Конституционные права и свободы личности в контексте взаимодействия гражданского общества и государства. – М., 2010. С. 29.

    5. Пайпс Г. Собственность и свобода. М., 2000. С. 269–270.

    6. Право социального обеспечения: учебник / Под ред. Гусова К.Н. М., 2001. С. 10

    7. См.: Концепция «государства благосостояния» (дискуссии в западной литературе 1980-х годов). Реферативный сборник, Ч. 1, М., 1988.

    8. См.: Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008. С. 342.

    9. Тучкова Э.Г. К вопросу о критериях дифференциации в социальном обеспечении. Материалы пятой Международной научно-практической конференции «Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения». М., 2009. С.401.

    10. Феоктистов А.В. Проблемы реализации социальных прав в России / Конституционные права и свободы личности в контексте взаимодействия гражданского общества и государства. М., 2010. С. 405.

    11. Чиркин В.Е. Гражданское общество, государство и социально-экономические права (элементы взаимосвязи) / Конституционные права и свободы личности в контексте взаимодействия гражданского общества и правового государства. М., 2010. С. 90.

    Научная разработка проблем социального обеспечения в современном обществе имеет важное научное и практическое значение. Содержание и механизм реализации института социального обеспечения всегда привлекали внимание исследователей. Однако многие аспекты формирования системы социального обеспечения, использование средств, правовые основы самой системы пока не получили достаточного освещения. В этой связи авторы ставят задачу актуализировать проблематику социального обеспечения, ее место в концепции правового социального государства. Акцент при этом делается на вопросах обеспечения справедливого перераспределения средств как непременного условия эффективного функционирования системы социального обеспечения в обществе.

    Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском обществе. Оно непосредственно зависит от развития экономики и тесно связано с политикой и социальным благополучием как работающих, так и неработающих слоев населения. Без эффективного функционирования социального обеспечения не может быть стабильности и прогресса в обществе. В этой связи важное научное и практическое значение имеют изучение механизма формирования системы социального обеспечения, выявление тенденций и противоречий в действии этого механизма. Важно исследовать процесс разработки и принятия законов, государственных программ и решений, выявить факторы, которые влияют на формирование политики государства в области социального обеспечения.

    Сложность решения этой научной задачи во многом связана с практическими процессами, происходящими в социальной сфере. Известно, что развитие общества сопровождается накоплением в его социальной структуре таких изменений, которые в итоге приводят к качественным сдвигам, появлению новых социальных общностей, к изменению или замене прежних. В результате социальная структура становится все более многообразной. Этот процесс, как правило, обеспечивает обществу гибкость, устойчивость и возможность дальнейшего развития. В современном российском обществе политика имущественной дифференциации, расслоившая общество на сверхбогатых и обездоленных, не привела к прогрессивному развитию социальной структуры и не способствовала появлению однородных социальных слоев. Отсутствует механизм гармонизации интересов членов общества, различающихся по уровню и качеству жизни. Особенно в тяжелом положении оказались слабо социально защищенные категории населения: инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, дети-сироты, одинокие люди. Эти процессы накладывают отпечаток на правовое нормирование системы социального обеспечения, каждый раз диктуя необходимость его совершенствования.

    Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации, которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека . Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности или в иных случаях, установленных законом.

    В этой связи следует отметить, что в современной России система социального обеспечения, как и само общество, переживает переходный период. Концепция социального обеспечения, как и социальной защиты населения в целом, применительно к новым политическим и экономическим условиям постоянно находится в процессе видоизменения и совершенствования. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Новая система формировалась на базе утверждаемых государством концепций и программ. Однако экономический кризис не позволяет реализовать их в полном объеме, поэтому преобразования проводятся по частям в зависимости от их приоритетности для будущего функционирования системы в целом.

    Современный этап характеризуется активным правовым регулированием отношений по социальному обеспечению, направленным на поэтапное преобразование системы социального обеспечения в целях ее органичного включения в структуру новых экономических отношений и смягчения процесса адаптации к ним социально слабых категорий населения.

    Как показывает зарубежный опыт, одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социального обеспечения в нынешних условиях России - это достижение сбалансированности экономических возможностей государства и содержания социального обеспечения граждан. Во многом оно определяется сегодняшним состоянием экономической системы страны и социальным содержанием проводимых реформ. Из этого вытекает обязанность государства защищать социальные права человека, помогать тем, кто не может самостоятельно обеспечить свое существование в обществе. Эта помощь должна идти от тех членов общества, которые оказались наиболее подготовленными к жизни в этом обществе.

    В современном российском социуме государство не является исключительным собственником средств производства. Это обусловливает особую модель социального государства, в рамках которой сложно выстраивать справедливое соотношение рыночных начал и государственной социальной поддержки. Тем не менее перераспределение производимой продукции для защиты уязвимых слоев населения является исполнением конституционной обязанности государства и мерилом его социальной сущности. Специалисты справедливо подчеркивают, что «главная задача государства заключается в справедливом перераспределении благ, предоставления услуг и обеспечения прав обездоленных слоев населения» . Однако, как мы считаем, решению этой задачи не способствует либеральная концепция социально-экономического развития общества. В России сложилась ничем не оправданная диспропорция в материальном обеспечении граждан. По материалам счетной палаты, 71 % жителей страны владеют лишь немногим более 3 % собственности, тогда как 5 % богатых завладели 72,5 % собственности . О положительной социальной динамике нельзя говорить при пятикратном превышении норм эксплуатации труда относительно стран Западной Европы. Низкая доля участия государства в перераспределении созданного валового продукта привела к заработной плате, которая многократно ниже оплаты труда многих европейских стран . Как видно, основные индикаторы социального качества в российской действительности подчеркивают нерешенность важнейших условий социального обеспечения человека. Как результат - явное противоречие между социальной сущностью государства и конституционными обязанностями. В таких условиях государству сложно реализовать сбалансированность экономических возможностей и объемы гарантированных социальных благ.

    Заметим, что стремление сбалансировать рыночные начала и государственную систему социального обеспечения всегда являлось центральной политикой практически всех европейских стран, особенно тех стран, которые придерживаются концепции «государство благосостояния» . Данная концепция, по мнению ученых, постоянно видоизменялась в поисках приемлемой модели экономического развития и новых сущностных черт природы социального государства, выдвигаемых реальной практикой. Е.А. Лукашева справедливо отмечает: «... социальное государство не является статичным. Находясь в постоянном движении, в непрерывно меняющихся условиях, концепция социального государства нуждается в постоянных пересмотрах и адаптациях» . При этом подчеркивается необходимость продолжения противостояния сторонников концепции «социального государства» и тех, кто отстаивает либеральную концепцию о необходимости «предельно сузить социальную деятельность государства и круг лиц, подлежащих социальной защите» . Аргументы противников концепции «социально ответственного государства» кроются в отстаивании неолиберального характера экономики в условиях глобализации, в которой роль государства должна быть сведена к минимуму.

    Заметим, что данная тенденция о приоритете либеральной экономики характеризует в целом и ситуацию в российском обществе. Между тем даже специалисты, далекие от концепции «социального государства», критикуют неолиберальную модель экономического развития. Например, создатель европейского фонда социального качества А. Волкер в своей критике отмечает, что в условиях неолиберальной глобализации «мировая конкуренция означает, что налоги и социальные расходы должны быть снижены и что традиционная формула благосостояния общества не подходит для мира, в котором неустойчивости и дифференциации - норма жизни» . Несмотря на такое противостояние двух концепций, по сведениям специалистов, ведущие европейские государства стремятся сбалансировать рыночные начала и государственную социальную поддержку.

    Для России эта проблема имеет куда более глубокие корни. Европейские страны шли к реализации концепции социального государства столетиями, постоянно корректируя ее под давлением общественных движений. В России эта проблема еще далека от постановки. В российском обществе проблема сбалансирования экономического развития и государственной социальной поддержки касается другого аспекта - обеспечения синхронности базовых направлений реформ: экономической, социальной, культурной. Не решив эту проблему, невозможно обеспечить баланс экономического развития и государственной социальной поддержки. Необходимость обеспечения синхронного развития ключевых направлений реформ диктуется логикой и масштабами общественных преобразований в русле демократического устройства, на что претендует современная Россия. К тому же обеспечение гармоничного развития всех сфер общества вписывается в контекст выдвинутой главой государства общенациональной идеи - создание конкурентоспособности страны. Ведь «конкурентоспособность» предполагает не только экономический аспект. Не менее важны социальный, интеллектуальный и культурный компоненты. Для реализации общенациональной идеи потенциала у России предостаточно, было бы желание использовать интеллектуальную силу и собственные ресурсы народа и обеспечить синхронность факторов, объединяющих идею «конкурентоспособности». Совершенно очевидно, что это прерогатива государства. В современном глобализирующемся мире зреющие социальные тенденции Россия в состоянии преодолеть только путем повышения удельного веса государственных средств производства и ответственности государства за создание регулирующих механизмов, вводящих рыночные отношения в цивилизованные рамки. Поскольку государство предназначено для выражения общенациональных интересов, общество не может обходиться без государственного регулирования развития сфер экономики. «Даже во времена высшего расцвета экономической свободы, - пишет Г. Пайпс, - правительство повсюду так или иначе вмешивалось в экономические и социальные дела: бездеятельное государство - понятие столь же мифическое, как и первобытный коммунизм» . Регулирующая роль государства будет решающим фактором укрепления материальных устоев общества и на этой основе - создания эффективной системы социального обеспечения.

    В этих условиях усиливается потребность в поисках оптимального баланса свободы предпринимательства, частной инициативы и социальной справедливости, социальных обязательств государства перед человеком. Отдельные авторы основную причину неэффективности системы социального обеспечения видят в несправедливом распределении собственности, созданной всем народом, оказавшейся в руках небольшого круга людей . Ввиду того что по своей экономической природе отношения по социальному обеспечению являются отношениями по перераспределению созданного материального богатства в пользу людей социального риска, то и выделяемые государством для этих целей материальные средства должны определяться исходя из экономических возможностей государства. При этом следует отметить, что государство, даже экономически развитое, не в состоянии удовлетворить в полном объеме разнообразные потребности людей. Исходя из этого «... объем социальных благ, предоставляемых через систему социального обеспечения, жестко нормируется путем законодательного закрепления круга обеспечиваемых, видов обеспечения, условий их предоставления и размеров» . Такое нормирование считается важным механизмом, с помощью которого вся система работает для достижения цели повышения благосостоянии населения. Эффективность функционирования системы зависит от того, насколько она научно обоснована и социально справедлива.

    В этой связи важное теоретическое значение приобретает понятие социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность. Социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей пожилых, больных, инвалидов, детей, безработных, всех членов общества и обеспечения нормального воспроизводства рабочей силы . Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретных исторических условий, в которых оно организуется. В его основе лежат такие устойчивые признаки, как объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, источники социального обеспечения, правила предоставления социального обеспечения, закрепленные в социально-правовых нормах. В науке под социальным обеспечением принято понимать форму выражения социальной политики государства, направленную на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. Исходя из этого определения к системе социального обеспечения следует относить все виды пенсий, пособий, компенсаций, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В рамках разных организационно-правовых форм представляются разные виды социального обеспечения.

    Подводя итоги, отметим, что институт социального обеспечения представляет собой совокупность общественных отношений по перераспределению материальных благ в пользу создания условий социальной стабильности в обществе и удовлетворения потребностей и интересов человека. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств утраты способности самообеспечения, потери источников средств существования. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности, создавая систему социального обеспечения, приемлемую на данном этапе развития общества.

    Рецензенты:

    Кильберг-Шахзадова Н.В., д.фил.н., профессор кафедры теории и технологии социальной работы КБГУ, г. Нальчик;

    Шевлоков В.А., д.фил.н., профессор кафедры философии КБГУ, г. Нальчик.

    Библиографическая ссылка

    Хубиев Б.Б., Нафедзова Л.З., Тедеева Т.В. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИРОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА (К ТЕОРИИ ВОПРОСА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19192 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Система социальной защиты населения находится на стадии формирования. Характерной особенностью этой стадии является наличие проблем различного плана в формах и видах социального обеспечения РФ. От степени оперативности реагирования системы на возникающие проблемы зависит уровень ее развития. На сегодняшний день можно выделить ряд направлений, в которых происходят изменения системы социальной защиты населения.

    Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания приюта, крова, оказания медицинской, юридической психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.

    Вопрос о том, кому, в каких видах и формах, в каком объеме оказывать социальную поддержку, относится к числу труднейших в социальной экономике. Так как всем желающим получить помощь и нуждающимся в ней просто помочь невозможно, то ряд экономистов и социологов советуют такой рецепт: «Помогать только тем, кто не может помочь себе сам». Конечно, нелегко выявить, кто способен и кто не способен помочь себе сам, но рецепт заслуживает внимания. В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения, это зависит от роста цен (инфляции) и безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен на товары и услуги.

    К сожалению, при спаде производства ни правительство, ни предприятия не имеют возможности повысить доходы, ровно во столько раз, во сколько повышаются цены. Так как количество товаров уменьшается, то выплата чрезмерного количества денег приведет к наводнению рынка денежной массой и, как следствие к инфляции.

    В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

    Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере. В том числе, создания высокоэффективной, ориентированной на ожидание общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты проблем, на протяжении всей его жизни - начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека. В этой связи, социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.

    Выделим следующие основные направления и проблемы социальной защиты, и подходы к их реформированию:

    1. Социальная защита детей, детства и отрочества, должна быть ориентирована на создание условий жизни и развития детей. Все дети, независимо от того в какой семье они родились и живут, должны иметь возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

    Одной из самых острых и актуальных социальных проблем современной России является демографическая проблема, для её решения была предложена программа стимулирования рождаемости. Она включает в себя комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Одной из мер материальной поддержки женщины, родившей второго ребенка, стало предоставление в ее распоряжение первичного, базового материнского капитала, что должно поддержать в первую очередь повысить ее социальный статус.

    Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям, из неблагополучных семей. Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным и враждебным.

    Также своевременным представляется создание Федерального попечительского совета детей-сирот. Необходимо принять все меры по охране и защите детей, находящихся в особо сложных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающих социально-обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.

    Однако проблемы детей, находящихся в особо сложных условиях, не исчерпывают многочисленных забот государства обо всех российских детях. Сложное положение женщин в быту и на производстве, разрушенность семейных связей поколений привели к практически бесконтрольному и никем не направляемому развитию детей, в том числе со стороны матерей, отцов, бабушек, дедушек, других старших членов семьи. Практически прекратила играть сколько-нибудь значимую роль в этих процессах школа. Надо изменить сложившееся положение. С этой целью следует провести экспертизу (ведомственную и независимую) существующих разноуровневых нормативно-правовых и программных документов, касающихся проблем детей, выявить состояние исполнения и необходимость корректировки этих документов.

    Необходимо упорядочить процесс коммерциализации услуг, предназначенных детям, в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта и определить учреждения, где это уместно.

    В отстаивании прав ребенка на охрану здоровья, образования, имущественные интересы крайне слабо обозначены роль и место прокурорского надзора, судебных и правоохранительных органов, а также разнообразных структур, подведомственных Министерству труда и социального развития России, Министерству образования и Минздраву России, иным федеральным и региональным органам власти. Следует устранить правовые и организационные пробелы в решении проблем детей. Сформировать региональные целевые программы социальной профилактики девиантного поведения в молодежной среде. Будущее России в наших детях. Это должно быть целью всех усилий, направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества.

    Социальная защита детей, детства и отрочества должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп и периодов развития, от социальных рисков:

    Обуславливающих:

    • - мертворождение и патологические роды;
    • - врожденные и родовые дефекты, травмы и заболевания;
    • - голодание и нерациональное для детей питание;
    • - безнадзорность и бродяжничество, экономическую и сексуальную эксплуатацию;
    • - пристрастие к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркотикам и др.);
    • - негативное психологическое воздействие, дискриминацию по национальным, половым, имущественным или любым другим критериям;
    • - вовлечение в политическую активность и военные действия;
    • - проживание в экологически неблагополучной среде, вовлечение в антигуманные религиозно-культовые организации и движения.

    Препятствующих:

    • - охране здоровья;
    • - пребыванию ребенка в семье;
    • - получению образования и духовно-нравственного воспитания;
    • - формированию комфортного психологического климата для каждого ребенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране;
    • - развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общественно полезных способностей;
    • - приобщению к культурным ценностям;
    • - занятиям физической культурой и спортом;
    • - созданию условий для игр, других форм разумных развлечений и безопасного отдыха; выбору вероисповедания;
    • - целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей.

    На государственном уровне следует однозначно определиться по вопросу идеологии детских пособий, либо дать этим пособиям статус пособий по бедности. Тогда критерием их выплаты станет доход семьи. Либо следует рассматривать такие пособия, как проявление государственной политики поддержки отечественного генофонда и рождаемости, и потому выплата пособий не должна зависеть от того, к какой по достатку семье принадлежит ребенок.

    Проблемой функционирования системы социального обеспечения остается низкий размер некоторых видов социальных пособий, составляющий менее 10% прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы населения.

    Сохраняется очень низкая доля граждан пожилого возраста и инвалидов, пользующихся различными услугами учреждений социального обслуживания - лишь около 14% общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов было охвачено различными услугами социального обслуживания.

    Проблемой остается неполная укомплектованность кадрами учреждений социального обслуживания (например, в стационарных учреждениях для граждан пожилого возраста и инвалидов укомплектованность кадрами составляет около 73%). Очень низок уровень доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры из-за отсутствия специально оборудованных лестниц, лифтов, городского транспорта.

    2. Социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан и участвуя в оказании социальной помощи нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право посягать на них.

    Социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков, препятствующих:

    • - эффективной занятости человека;
    • - предоставлению регламентированных дополнительных гарантий занятости отдельным категориям населения, которые нуждаются в особой социальной защите и испытывают трудности в поиске работы, в том числе:
    • - молодежи;
    • -одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
    • - лицам предпенсионного возраста;
    • - военнослужащим, уволенным в запас;
    • - бывшим воинам - участникам военных конфликтов;
    • - инвалидам;
    • - лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах;
    • - лицам, продолжительное время не имеющим работы;
    • -лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда.
    • - выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных российским законодательством;
    • - охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;
    • - оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;
    • - равноправию женщин во всех вопросах социальной жизни.

    В первую очередь речь, идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту. Должны быть разработаны специальные меры в целях повышения участия женщин в органах государственной власти всех ветвей и уровней, в работе муниципальных структур, деятельности общественных организаций, средств информации, содействия усилению их вовлечению в деловую активность. Особое внимание необходимо уделять женщинам-матерям и готовящимся ими стать. У этих женщин многократно возрастают многообразные социальные риски, и это следует предусмотреть в их социальной защите;

    • - реализации молодежью своего потенциала в образовательном, научном, культурном и спортивном плане.
    • 3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.

    Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый, должен, как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.

    Социальная защита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие:

    • - всем лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств;
    • - полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей;
    • - жесткое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспечения, недопущению ни при каких обстоятельствах задержек выплаты пенсий, как государственных, так и иных;
    • - осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечению социальной защищенности инвалидов, созданию им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;
    • -лицам с ограниченными возможностями социальную адаптацию;
    • - проживанию в семье;
    • - сохранению денежных сбережений и ценных бумаг;
    • - имущественным интересам;
    • - достойному обеспечению ритуальными услугами.
    • 4. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.

    Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций.

    Сама система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынужден заявлять о претенденстве на социальную помощь и услуги в соответствующие компетентные органы.

    Разработка механизма функционирования системы многопрофильной целевой социальной защиты населения должна вестись по следующим направлениям:

    • - определение роли и места социальной защиты населения в социальном развитии страны и регионов;
    • - нормативно-правовое обеспечение социальной защиты, четко определяющее социальные риски, последствия которых подлежат коррекции, гарантированной государством;
    • - разработка государственных стандартов услуг в здравоохранении, образовании, культуре и социальном обслуживании населения (с учетом региональных и местных условий воспроизводства рабочей силы и населения) для их адресного использования в планировании расходов на социальную сферу и их поэтапного повышения;
    • - нормативно-правовое регулирование профилактики свершения социальных рисков;
    • - разработка стратегических сценариев развития социального комплекса;
    • - разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации по социальным вопросам;
    • - разработка структурного реформирования государственного управления социальным комплексом, включая нормативно-правовое обеспечение его развития;
    • - институциональные и организационные преобразования социального комплекса:
    • - демонополизация;
    • - развитие инфраструктуры;
    • - приватизация социальных объектов;
    • - регулирование платных социальных услуг;
    • - инвестиционная политика в социальной сфере;
    • - определение приоритетов развития социальной сферы;
    • - инновационная политика социальных технологий;
    • - формирование федеральных социальных программ, ориентированных на управление социальными процессами;
    • - формирование федерально-региональных, межрегиональных и региональных программ социального развития, включая социальную защиту населения;
    • - создание системы информационного обеспечения населения о правовом, трудовом и ином регулировании жизни общества, с направленностью на активное самостоятельное решение людьми своих проблем, а также достоверное, простое и доступное определение роли государства в этом процессе.

    Нестерова И.А. Социальная защита детей // Энциклопедия Нестеровых

    Проблема социальной защиты детей дошкольного возраста стоит очень остро. Причинами этого являются как политика государства, так и гражданская позиция людей по отношению к насилию в семье, алкоголизму, наркомании и растлению малолетних в семье. Спасательным кругом для таких семей является корректная работа социальных служб и педагогов психологов.

    Понятие социальной защиты детей

    Усиление внимания к социальной защите населения в Российской Федерации можно объяснить повышенной гуманизацией и развитием гражданского общества, которое не может существовать без социальной защиты. Отдельно следует подчеркнуть тот факт, что социальная защита детства как таковая в современном мире и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правового статуса ребенка, и в таком качестве закреплено в международных правовых стандартах и конституциях большинства развитых стран.

    Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

    Под социальной защитой в широком смысле подразумевается совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей и так далее.

    Отдельно следует выделить социальную защиту детей, так как это важнейший элемент социальной защиты в целом. В настоящее время социальная защита ребенка представляется системой которая базируется на действующую нормативно-правовой базе, международных нормативных актах и работе сложной системы органов социальной защиты населения.

    Крупные выдающиеся педагоги и психологи внесли значительный вклад в разработку психолого-педагогического аспекта вопроса социальной защиты детей. Это такие специалисты в сфере педагогики, как: Д.М.Андреева, Е.В.Бондаревская, Г.Н.Волков, Б.З.Вульфов, Л.С.Выготский, Е.Н.Ильин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн итак далее.

    Социально-педагогический подход к вопросу социальной защиты детей предполагает построение системы защиты и поддержки детства в контексте современных обществ, обуславливающих соответствующий им тип воспитания, анализ и учет факторов, определяющих реабилитацию и защищенность личности; выявление сущности, признаков духовно-нравственного развития личности.

    В современном российском законодательстве социальная защита базируется на ряде нормативно-правовых актов представленных ниже.

    Правовое регулирование социальной защиты

    Помимо российских нормативно-правовых актов, социальная защита детей регулируется нормами международного права. На сегодняшний день международное право по защите детей включает в себя Конвенцию ООН "О правах ребенка" от 1989 года.

    Несмотря на принятые государством меры по правовому посвящению родителей по вопросу защиты прав и свобод детей, многие по-прежнему не сведущи в этом вопросе. К сожалению для современных родителей характерны две крайности: полное не знание законов или же наоборот повышенное внимание правам ребенка, что черевато нарушениям поведения у детей.

    Для того, чтобы повысить уровень социальной защиты в РФ государство реализует систему мер при помощи органов государственного управления. Наиболее полная характеристика форм и методов социальной защиты детства представлена В.А. Варывдиным и И.П. Клемантович. Прежде всего, нужно остановиться на сфере социальной защиты детства.

    Государственное регулирование социальной защиты детства

    Немаловажным инструментом социальной защиты являются государственные программы. Эта форма характерна для органов государственной власти, занимающихся социальной защитой детства. Не менее важны планы мероприятий по социальной защите детства. Например, план действий по преодолению семейного насилия, разработанный на региональном уровне.

    Очень важным элементом социальной защиты детства можно назвать создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства. Материальная база является необходимым элементом социальной защиты детства и включает в себя следующие составляющие: финансовую базу, многочисленные здания, сооружения, систему государственных пособий на детей.

    Категории детей, нуждающихся в социальной защите

    Будучи одним из наименее зачищенных слоев населения дети нуждаются в особом внимании со стороны общества и государства. В настоящее время существует общепринятое деление детей на категории по особенностям оказания социальной защиты.

    Первой категорией детей нуждающихся в социальной защите являются дезадаптированные дети. Особенность данной группы состоит в том, что у детей нарушены социальные ориентиры и замедлено социальное развитие.

    Для дезадаптированных детей характерна особенность: их называют "ничьими". Данное состояние формируется посредством разрушения внутрисемейных связей и отношений, отсутствием со стороны родителей интереса к ребёнку, пренебрежении своими родительскими обязанностями, педагогической запущенности.

    Одним из видов детской дезадаптации является безнадзорность. Безнадзорность приводит к тому, что эти дети оказываются в системе асоциальных или даже антисоциальных связей, основанных на тех видах деятельности, нормах и правилах поведения, которые отклоняются от одобряемых обществом. Безнадзорные дети остро нуждаются в социальной помощи. Она направлена непосредственно на борьбу с состянием безнадзорности и отсутствием необходимого, но деликатного надзора и контроля со стороны взрослых людей.

    К группе дезадаптированных детей также относятся брошенные дети.

    В этой группе находятся дети разных возрастов, в том числе и дошкольники. Однако наиболее часто встречаются новорожденные, которые родились с отклонениями или же которые страдают неизлечимыми болезнями. К числу причин, по которым родители отказываются от детей, относится следующее:

    • пьянство
    • наркомания и тунеядство
    • аморальный или преступный образ жизни
    • несовершеннолетие родителей.

    Брошенные дети нуждаются в социальной помощи которая обычно заключается в оказании своевременной медицинской помощи, помещение ребенка в специализированное учреждение, а также психологическая реабилитация.

    Второй категорией детей нуждающихся в социальной защите можно назвать беспризорных детей. Они не имеют государственного или родительского попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

    Существует множество мифов касающихся количества беспризорных детей, различные авторы трактуют это количество по своему, кто-то превышает эти числа в разы, кто-то говорит, о сильном завышении этих данных. К сожалению, официальная статистика по количеству беспризорников в России скрыта от общего доступа или же практически отсутствует – по той простой причине, что беспризорного ребенка отдают родителям или помещают в специальное учреждение. Увеличение числа детских учреждений не спасают ситуацию. В настоящее время, необходимо бороться не только с последствиями, но и с причинами возникновения негативных ситуаций, в процессе которых дети начинают убегать из семей на улицу.

    В данном случае роль социальной защиты обусловлена её целями к числу которых относится следующее:

    • изъятие ребёнка из негативного социального окружения;
    • первичная социальная адаптация его к жизни в здоровой социальной среде;
    • восстановление или компенсация утраченных социальных связей;
    • возвращение ребёнка к позитивным формам социальной активности.

    Отдельно следует выделить тот факт, что та помощь, которая оказывается беспризорным детям не является оружием борьбы с беспризорностью в целом. Однако, социальная поддержка помогает стабилизировать ситуацию.

    Третьей категорией детей нуждающихся в социальной защите являются дети-сироты. Причиной роста числа детей-сирот в современной России можно объяснить рядом факторов, к числу которых относятся: слабое снижение смертности трудоспособных граждан, пренебрежение родительскими обязанностями, низкий уровень работы органов опеки и попечительства.

    Четвертной группой детей нуждающихся в социальной защите являются дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых. К сожалению, получение точной информации о числе таких детей осложнено. Это обусловлено латентностью жестокости по отношению к детям. Кроме того, специалисты отмечают и такой факт, что чаще всего ребёнок подвергается жестокому обращению со стороны близких ему людей, а именно со стороны родителей, родственников, педагогов и друзей.

    В процессе работы, направленной на социальную защиту таких детей, необходимы чуткость, терпение и настойчивость. Кроме того, необходимо создать такие условия, при которых жестокое обращение с ребенком будет полностью исключено. Для преодоления жестокого обращения с детьми применяются следующие основные методы социальной защиты:

    • выявление фактов жестокого обращения с ребёнком;
    • ограждение его от насилия и жестокости;
    • оказание ребёнку необходимой медицинской, психологической и правовой помощи;
    • рассмотрение и решение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания в той среде, где он подвергается жестокому обращению.

    Пятой категорией детей нуждающихся в социальной защите несомненно являются дети со специфическими социальными и личностными потребностями и проблемами, это ещё одна многочисленная категория детей, нуждающихся в поддержке и помощи со стороны государства и общества.

    Литература

    1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант Плюс. Версия Проф. – – М, 2017.
    2. Аввакумова Л.П. Организации работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении – М.: ЭКСМО, 2014.
    3. Бибикова Н.В. Семейное воспитание как фактор становления личности ребенка // Сборник: Православная культура в современном обществе: проблемы и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. – 2015. – С. 56-59.
    4. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства. –М.: Педагогическое общество России, 2014.
    5. Горовая М.С. Социально-правовая защита детей в детском саду // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. – С. 34-36.
    6. Защита прав и достоинства маленького ребёнка (пособие для работников ДОУ). – М.: "Просвещение", 2006.
    7. Кочубей А. Визит в семью, или Практика работы с семьями – Псков: Псков. обл. ин-т повышения квалификации работников образования, 2012.

    Актуальные проблемы права социального обеспечения Цели и задачи дисциплины Цель настоящего учебного курса - формирование у обучающихся теоретических и практических навыков в применении правовых норм, которые регулируют отношения в обществе по предоставлению материальных благ в случаях наступления социальных рисков, вызывающих потребность в обеспечении социальной защиты граждан. Сформировать представление о концепции социального обеспечения, как экономической и правовой категорий. Задачи настоящего учебного курса: — Сформировать знания о концепции социального обеспечения, как экономической и правовой категорий — Выработать навыки отслеживания, анализа постоянно изменяющегося законодательства по социальному обеспечению граждан. — Развивать умение применения нормативных правовых актов, на основании которых возникает право на тот или иной вид социального обеспечения. Краткое содержание дисциплины 1. Раздел 1. Общая часть. Тема 1. Проблемы теоретических основ ПСО. Проблемы определения предмета, метода правового регулирования, принципов ПСО Изучение темы необходимо начать с анализа основных понятий, на которых основано право социального обеспечения. Прежде всего, следует проанализировать понятие «социальное обеспечение», необходимо изучить позиции ученых, таких как К.Н. Гусов, М.Л.Захаров, Е.Е. Мачульская, Э. Г. Тучкова, В.Ш.Шайхатдинов и др., соотнести понятие «социальное обеспечение» с понятием «социальная защита», определить тенденции развития социального обеспечения и социальной защиты, возникающие проблемы и пути их решения. Рассматривая предмет права социального обеспечения (далее по тексту ПСО), необходимо закрепить понятие предмета отрасли права, и установить специфические особенности предмета права социального обеспечения, а именно экономическую природу отношений, специфический круг субъектов, специальный объект (материальное благо), распределительный характер отношений, специфика юридических фактов находящихся в основе отношений права социального обеспечения, рассмотреть неоднозначность подходов в научных кругах по предмету ПСО. При рассмотрении метода ПСО необходимо изучить разные точки зрения ученых на специфические черты метода ПСО. Рекомендуется проанализировать работы В.С. Андреева, Р.И. Ивановой, Е.Е Мачульской, В.Ш Шайхатдинова. В данном вопросе необходимо обратить внимание, на то, что воздействие на субъектов правоотношений по социальному обеспечению осуществляется в сочетании социально-правового, трудо-правового, административно-правового и гражданско-правового способов регулирования. Далее следует обратить внимание на проблемы определения специфических признаков метода ПСО: — сочетание централизованного, локального и индивидуального уровней регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права — специфический порядок установления прав и обязанностей субъектов — специфическое положение субъектов правоотношений — специфический характер правовых норм — способа правового воздействия на поведение субъектов. При изучении системы ПСО необходимо отметить, что система ПСО состоит из общей и особенной частей. Общая часть охватывает положения, нормы, регулирующие общие положения отрасли (предмет, метод, принципы, правоотношения в ПСО и т.д.) Особенная часть посвящена самостоятельным институтам ПСО (трудовой стаж, пенсионное обеспечение, пособия, социальное обслуживание и т.д.). Особо следует обратить внимание, на то, что отрасль находится в стадии формирования. При изучении вопроса принципы ПСО, следует закрепить понятие принципов права и отметить их особенности в отрасли ПСО, проанализировать различные подходы ученых по рассматриваемому вопросу. На сегодняшний день отсутствует единый подход к классификации принципов этой отрасли права, это обусловлено пробелами в законодательстве о социальном обеспечении по изучаемому вопросу. Далее следует классифицировать принципы по сфере действия (общеправовые, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые). 2. Тема 2. Проблемы системы источников права социального обеспечения. При изучении темы следует закрепить понятие источников права и их классификацию. Далее следует определить роль и значение международных актов в классификации источников ПСО, выделить основополагающие международные документы, базовые нормативные правовые акты как федерального уровня, таки уровня субъектов Российской Федерации, определить проблемы их правоприменения. Кроме того, необходимо определить место локальных актов в системе источников ПСО. Нормы международных актов как источники права социального обеспечения: Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина; Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда; Конвенций МОТ; Европейской социальной хартии; Соглашений, заключаемых членами СНГ. Конституция Российской Федерации о праве граждан на социальное обеспечение. Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» . Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». Федеральные законы, регулирующие пенсионное обеспечение. Федеральные законы, регулирующие обеспечение граждан страховыми выплатами и социальными пособиями. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения по социальному обслуживанию. Законы РФ и Федеральные законы, закрепляющие систему льгот для ветеранов, инвалидов, семей с детьми. Законы субъектов Федерации. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Их место в системе источников права социального обеспечения. Акты министерств и ведомств. Акты органов местного самоуправления. Локальные акты. Классификация источников права социального обеспечения: по видам регулируемых ими общественных отношений; в зависимости от организационно-правовых способов осуществления социального обеспечения. 3. Тема 3. Правоотношения по социальному обеспечению. Виды общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения. Материальные отношения, возникающие в связи: 1) с денежной формой социального обеспечения граждан; 2) с предоставлением социальных услуг. Отношения, процедурного и процессуального характера. Общая характеристика каждого из элементов правоотношений: субъектов правоотношения и их праводееспособности; содержания и объекта; оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Виды пенсионных правоотношений. Правоотношения по возмещению ущерба. Правоотношения, возникающие в связи с обеспечением граждан различными пособиями, компенсационными выплатами и субсидиями, ежемесячной денежной выплатой. Правоотношения по поводу предоставления гражданам соответствующих социальных услуг. Процедурные правоотношения, возникающие в связи: а) с установлением юридических фактов, объективно необходимых для возникновения материальных правоотношений; б) с реализацией права на тот или иной вид социального обеспечения; в) с жалобами по поводу реализации права на тот или иной вид социального обеспечения и социального страхования. Процессуальные правоотношения по поводу споров граждан по вопросам социального обеспечения и социального страхования. 4 Раздел 2. Особенная часть. Тема 1. Проблемы исчисления трудового стажа. Для подготовки темы студентам необходимо усвоить общее понятие трудового стажа и его классификацию на виды. Для детального исследования трудового стажа необходимо проанализировать и сравнить понятия, которые дают ему ученые специалисты: М.Л.Захаров, Е.Е.Мачульская, Э.Г. Тучкова, В.Ш.Шайхатдинов и др. Студентам требуется знать влияние факта уплаты, частичной уплаты, либо неуплаты страховых взносов на включение периодов работы в страховой стаж. Особо следует обратить внимание на особенности зачисления в страховой стаж, периодов иной общественно-полезной деятельности (ст.11 ФЗ «О трудовых пенсиях»). Необходимо четко усвоить юридическое значение различных видов трудового стажа для назначения пенсий и пособий. Студентам необходимо знать, что юридическое значение общего трудового стажа заключается в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц, применяемого для определения расчетного размера пенсии. Для определения проблем исчисления и подтверждения трудового стажа студентам необходимо проанализировать Постановление правительства РФ «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» от 24. 07.2002 № 555. При этом следует установить порядок подтверждения страхового стажа на основании показаний свидетелей, при отсутствии документов, подтверждающих стаж, дающий право на получение пенсионного обеспечения. 5 Тема 2. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. При изучении темы студентам следует определить правовую базу пенсионного обеспечения в РФ, выделить пенсионные системы: бюджетная пенсионная система, страховая пенсионная система и обозначить их место в обязательном пенсионном страховании РФ. При изучении данной темы необходимо определить положительные и отрицательные моменты, проводимой в Российской Федерации пенсионной реформы, перспективы развития пенсионной реформы. Уметь разграничивать виды установленного в условиях реформирования пенсионной системы и законодательства видов пенсионного обеспечения (государственные и трудовые пенсии). Студентам следует свободно ориентироваться в видах пенсионного обеспечения по старости, в том числе назначаемого до достижения общеустановленного пенсионного возраста, знать условия его предоставления. Особое внимание студентам следует уделить изучению роли профессиональных пенсионных систем в реформировании предоставляемого пенсионного обеспечения до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Студентам следует уметь классифицировать досрочные пенсии в зависимости от видов деятельности, условий труда, в которых протекала трудовая деятельность, дающая право на досрочное пенсионное обеспечение. Особое внимание при этом следует уделить правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение и возможности суммирования определенных видов профессиональной деятельности при определении права на досрочное пенсионное обеспечение. При изучении вопроса исчисления размеров пенсий знать отличия при определении размеров пенсий на общих основаниях и досрочных трудовых пенсий по старости. Для изучения вопроса пенсии по инвалидности следует определить понятие инвалидности, ограничение способности к трудовой деятельности, его юридическое значение при назначении пенсии по инвалидности. Изучение темы следует начать с изучения нормативной правовой базы (Постановление Правительства от 26.02. 2006), закрепляющей понятие инвалидности ее причины. Далее следует установить влияние степени ограничения способности к трудовой деятельности и группы инвалидности, на назначение пенсии по инвалидности. 6 Тема 3. Проблемы негосударственного пенсионного обеспечения. Студентам следует четко понимать значение негосударственного пенсионного обеспечения, тенденции развития, основные направления деятельности негосударственных пенсионных фондов. Особо следует остановиться на подробном анализе правовой базы негосударственного пенсионного обеспечения, которая в настоящее время активно формируется. 7 Тема 4. Пособия в системе социального обеспечения. Проблемы обеспечения пособий по временной нетрудоспособности, пособий, связанных с рождением ребенка, пособий семьям, имеющим детей, пособия по безработице, пособие на погребение. Проблемы обеспечения компенсационными выплатами. Изучение темы следует начать с понятийного аппарата, то есть необходимо определить понятие «пособие», при этом необходимо проанализировать различные точки зрения по данному вопросу. Особо следует уяснить значение пособий, и их место в системе социального обеспечения. Рекомендуется анализировать проблемы обеспечения пособиями по следующему плану: 1. Условия для назначения пособия 2. Целевое назначение пособия 3. Круг лиц, обеспечиваемых пособием 4. Источник финансирования 5. Срок выплаты 6. Размер пособия 7. Порядок выплаты пособия Кроме того, особо следует остановиться на законодательстве Челябинской области, регулирующего порядок предоставления пособий, связанного с рождением ребенка, и семьям, имеющим детей. Изучение вопроса компенсационные выплаты следует начать с определения «компенсационные выплаты», установить их целевое назначение. Далее необходимо установить основания для предоставления компенсационных выплат, круг лиц, обеспечиваемых ими, а также классификацию компенсационных выплат. Далее следует охарактеризовать основные виды компенсационных выплат: 1. ежемесячные компенсационные выплаты по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет 2. ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска 3. ежемесячные компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава ОВД, ГПС в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства 4. ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход. Рекомендуется анализировать проблемы обеспечения компенсационными выплатами по следующему плану: 1. Условия для назначения компенсационных выплат 2. Целевое назначение компенсационных выплат 3. Круг лиц, обеспечиваемых компенсационными выплатами 4. Источник финансирования 5. Срок выплаты 6. Размер компенсационных выплат 7. Порядок выплаты 8 Тема 5. Проблемы предоставления социального обслуживания. Проблемы предоставления льгот по социальному обеспечению. Изучение темы социальное обслуживание необходимо начать с установления нормативной правовой базы, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации (Челябинской области). Далее следует определить понятие «социальное обслуживание» (далее СО) и его принципы, также необходимо установить формы и виды СО, круг лиц, кому предоставляется тот или иной вид СО. Особо следует остановиться на вопросе социальная реабилитация инвалидов. Необходимо установить понятие и значение социальной реабилитации и рассмотреть вопросы профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов, предоставление протезноортопедической помощи и обеспечение инвалидов средствами передвижения. При изучении темы льготы необходимо определить нормативную правовую базу, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации (Челябинской области). Особо следует остановиться на Федеральном законе № 122 «о монетизации льгот», студент должен определить значение этого нормативного правового акта для системы социального обеспечения в Российской Федерации. Далее необходимо определить понятие «льготы», круг лиц, обеспечиваемых льготами и классификацию льгот. 9 Тема 6. Проблемы предоставления медицинская помощь. Тенденции развития медицинского страхования. Начинать изучение темы рекомендуется с определения медицинской помощи, как важной части социального обеспечения в Российской Федерации. Студенту следует знать понятие медицинской помощи, правовую основу, финансирование, круг лиц, кому предоставляется медицинская помощь. Далее следует изучить правовые основы медицинского страхования, понятие, виды, основания предоставления обязательного медицинского страхования и основания и условия предоставления добровольного медицинского страхования. Особо следует остановиться на проводимой реформе в сфере медицинского обслуживания, определить проблемы, рассмотреть международный опыт по этой проблеме. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Выпускник должен обладать:  ОК-1. осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания  ОК-2. способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста  ОК-3. способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень ПК-2. способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности  ПК-10. способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности  ПК-14. способностью организовывать и проводить педагогические исследования  ПК-15. способностью эффективно осуществлять правовое воспитание В результате освоения дисциплины студент должен знать знать основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность, содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права; В результате освоения дисциплины студент должен уметь Уметь оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и правовые отношения; В результате освоения дисциплины студент должен владеть Владеть культурой мышления (ОК-3), способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4;), способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права профессиональной деятельности (ПК2). 